Модернизация казахстанского сознания: действительно ли идея новая?
Модернизация сознания – казалось бы уже привычное и понятное для казахстанцев словосочетание. Те же пять лет назад мало кто слышал об этом "явлении". А сегодня мы уже идем к нему, степенно и верно, но, думаю, многие казахстанцы уже отметили изменения в нас. Все началось не как обычно принято с Запада или с тех же США.
Тот старт всеобщей модернизации общественного сознания начался в 2017 году, после предложения Нурсултаном Назарбаевым новой стратегии для развития страны – статью "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
Эти пять лет назад для казахстанцев само понятие уже было новым, сегодня же эти слова по отдельности являются часто встречающимися. То обновление себя, то проникновение в свое же сознание и изменение его в лучшую сторону и есть модернизация сознания. Сама статья Первого Президента – это глубокий анализ современных процессов со всеми противоречиями между практиками западных моделей и с учетом особенностей государств, историй и их этнического и конфессионального многообразия. И этот анализ и представлен гражданам в простейшей форме – форме двенадцатистраничного документа, написанного без излишних пафоса, патетизма и официоза. Казалось бы, читай, понимай и принимай.
Поэтому для начала пробуем разобраться в самом определении и его значении. Согласно общепопулярному словарю Википедия или Фундаментальной электронной библиотеке, "модернизация – это обновление объекта, приведение его в соответствии с новыми требованиями и нормами". Другое его значение – это процесс изменения общественной системы с целью ускорения развития.
А вот со словосочетанием сложнее, определения нет ни в одном словаре. Но хорошим ориентиром могут стать слова самого автора стратегической статьи. Модернизация общественного сознания – это сохранение национального кода, отбрасывание архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий, и внутреннее стремление к обновлению. А вот общественное сознание – отражение общественного бытия и оно может активно поспособствовать его модернизации.
Выходит, чтобы по-настоящему модернизировать свое сознание нужно не просто измениться в соответствии с правилами сегодняшних реалий, нужно прочувствовать и изучить свой национальный код, отличив от уже устаревших привычек, пытаться сохранить его.
К слову, сама идея модернизации сознания нашего народа упоминается у Назарбаева с самого создания суверенного Казахстана. Сначала как основа мира и согласия в обществе, позже – как повышение благосостояния населения страны. На протяжении почти 30 лет Первый Президент пытался привить нам это через ежегодные послания, выступления, регулярные доклады, изданные работы. Наконец в Стратегии "Казахстан-2030" он отметил перед казахстанцами, что наша модель модернизации будет определять собственный путь развития, будет сочетать в себе элементы других моделей, но при этом упираясь на наши специфические условия, историю, на новую гражданственность и устремления. И уже в статье 2017 года Назарбаев, собрав все наблюдения и задачи воедино, дал четкое определение модернизации сознания казахстанцев. Эта идея, которую Первый Президент носил десятилетиями наконец начала осуществляться, уже сегодняшние наши граждане несколько другие, адаптированные под мировые реалии, конкурентоспособные, прагматичные, открытые сознанием люди.
Модернизации сознания молодежи Елбасы уделял особое внимание: издал отдельную книгу-обращение нашему молодому поколению – "Казахстанский путь". Им он отдельно дал наставления: "Сегодня на повестку дня выходит необходимость формирования нового казахстанского общественного сознания, адекватной сути проводимых в стране преобразований. Несомненно, в него должны войти элементы общечеловеческой культуры, современные знания и национальные традиции", - направляет автор.
Для успешной реализации этого процесса выделены четкие шесть направлений: конкурентоспособность, прагматизм, открытость сознания, сохранение национальной идентичности, культ знаний и эволюционное развитие Казахстана. Естественно, первое это инвестиции своего времени и ресурсов на обеспечение положения на мировом рынке труда. А эти казалось бы ненужные на первый взгляд программы трехъязычия и программы культурного и конфессионального согласия это как раз подготовка всех казахстанцев к жизни в 21 веке. Второе направление – прагматизм – это рациональность во всем с акцентом на здоровый образ жизни, профессиональный успех, и конечно образование. И как говорил великий Абай: "Тот, кто думает, что можно возвыситься иначе – глупец". Касательно сохранения национальной идентичности можно сказать одно - человек без своей культуры, языка, традиций и обычаев потерян. То же относится и к следующему направлению – культ знаний. Любой человек любого государства должен верить только в этот культ, который является фундаментальнейшим фактором к успеху. Об эволюционном, а не революционном развитии Казахстана Назарбаев хорошо сказал в книге "Эра независимости": "Мощь поступательного движения вперед нарастает не за счет искусственной и небезопасной взрывной революционной волны, она питается энергией побед, которые мы одержали на пути к цели". В этой же книге говорится и об открытости сознания, секретом которым поделился с главой Казахстана создатель "сингапурского чуда" Ли Куан Ю. "Наши рабочие беседы длились по пять-шесть часов, и знания, полученные мной из первых рук, переданный мне патриархом сингапурской политики опыт принесли огромную пользу нашему государственному строительству", - рассказывал Назарбаев. Открытость сознания – это готовность к переменам, способность перенять чужой опыт, понимание того, что творится в большом мире. И мы в этом точно преуспеваем.
Любое из шести направлений нашему народу знакомо, наши предки обладали этими качествами, практиковали их. Нам же осталось их вспомнить и начать реализовывать в свои жизни.