О переходе на цифровое ТВ в России высказался эксперт
Эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин высказался о переходе на цифровое вещание, регулировании ОТТ-сервисов, дистрибуции контента и поиске новых рынков в России.
Главное событие российского телевидения - это отключение аналогового ТВ и переход на цифровое. Амбициозная программа, которая изначально была рассчитана на три года, а в результате растянулась на 10 лет, реализована. 99,98% населения РФ получили возможность смотреть в высоком качестве до 20 бесплатных телеканалов и слушать три радиостанции первого и второго мультиплексов.
Но не успели отгреметь победные реляции и овации, вручиться премия Зворыкина, как вспомнили о привлекательном диапазоне 700 МГц. И в нем ох как хочется разместить сотовую связь четвертого, а, может, и пятого поколения. Речь идет об LTE 700 МГц, который интересен сотовикам, чтобы высокоскоростным, всепроникающим каналом связи накрыть нашу необъятную Родину.
В этом диапазоне у нас огромное количество передатчиков второго мультиплекса, которые этому порыву активно мешают. После внедрения цифры свежезапущенный второй мультиплекс уже хотят куда-нибудь передвинуть, чтобы он не мешал сотовой "большой тройке-четверке" и дал им возможность накрыть высокоскоростным 3G, LTE или даже 5G.
К слову, у меня скепсис по поводу быстрого внедрения 5G в России. Но это даже неплохо - у нас есть время посмотреть, как 5G внедрят в других странах. И как оно повлияет на трансформацию телевизионной, телекоммуникационной и медиаотрасли вообще. Считается, что 5G принесет гораздо больше, чем 4G, которое стало причиной возникновения феномена content everywhere - бесшовного потребления где угодно и на любых устройствах.
Еще важное событие в сфере российского цифрового ТВ - закон о 21-й, 22-й и прочих кнопках. Это привело к очередной перестройке структуры вещания первого мультиплекса в формате multiPLP. Вместе с этим предоставило возможность бесплатно до пяти часов вещать в цифре ОТР тому региональному каналу, который 21-ю кнопку выиграл. Дискуссия о 22-й все еще продолжается. Есть впечатление, что ей быть, так как минимум половина региональных каналов не выбирают все пять часов вещания и это время можно с кем-то поделить.
Холивар года
Отмечу мегахоливар в отношении "Витрины ТВ" - попытке отрегулировать ОТТ-вещание в интернете. На данный момент есть регулирование распространения телеканалов в эфире. С кабелем, спутником, IPTV все понятно - присоединение сетей оператора непосредственно к точке подключения РТРС. Появилось регулирование ОТТ-сервисов онлайн-кинотеатров - аудиовизуальных сервисов, которые позволяют смотреть сериальчик или киношку по запросу.
Но возникла проблема в лице ОТТ-сервисов линейного ТВ. Wink, Megogo и прочие Okko предлагают смотреть линейное ТВ в формате ОТТ, не будучи привязанным ни к какому оператору. Это приводит к очень непростой ситуации: под регулирование онлайн-кинотеатров оно вроде не попадает - это не кинотеатр, чисто эфирное регулирование тоже не особо возможно - универсальная лицензия не работает.
Возникает правовая дыра. Можно пользоваться сервисом HLS ОТТ-вещания, смотреть линейные каналы и оператор не будет ничего знать о пользователе. А последний, в свою очередь, может проставить любой регион, находясь где угодно. То есть это практически нарушает распоряжение Минкомсвязи, которое требует от операторов транслировать региональный контент: пользователь может смотреть федеральную или региональную версию, причем, не того региона, где в действительности находится.
Не факт, что в ближайшее время эту дыру закроют. И тут прекрасная инициатива Госдумы - коммерческая компания в качестве безальтернативного поставщика легального ОТТ-контента для линейного вещания первого мультиплекса в интернете. Профессиональное сообщество всколыхнулось. На дыбы встали все, от гигантов до мелких операторов: "Позвольте! Вы нас за свой счет заставляете все это распространять - закон такой. Так теперь еще заставляете программное обеспечение какой-то коммерческой компании ставить на свои приставки для обработки каких-то каналов, которые будут что-то там делать с нашим контентом и кому-то что-то показывать. Мы никакой пользы и профита не получаем, а еще издержки!"
Я считаю инициативу бредовой. Есть закон о присоединении к операторам, который четко определяет, что можно и что нельзя. Берем его и требуем соблюдения. Если не хватает чего-то - технически разъясняем, каким образом должна осуществляться трансляция в сети интернет. Надо сохранить субтитры - напиши об этом, надо сделать регионализацию - напиши.
Уже есть ФГУП РТРС, у которого операторы связи должны брать сигнал. А если организовываешь интернет-трансляцию, то пойди к еще одной компании, возьми у нее сигнал и проинтегрируй. То есть вложись безумными деньгами в организацию ПО и парка оборудования, на котором оно будет крутиться. Попахивает лоббизмом.
Спич года
Нельзя обойти вниманием яркое выступление Константина Львовича Эрнста на конгрессе НАТ в ноябре. Без купюр сказано о том, что происходит. Так откровенно об отрасли и ее проблемах уже давно с трибуны не говорил никто. "Жег напалмом", как раньше писали в интернете. Неудивительно, что выступление Эрнста разобрано на цитаты.
Курс на интерактив
Линейное ТВ пытается быть интерактивным. HbbTV, Smart TV - наконец-то это все как-то работает. ГПМ, 1 канал, НМГ, СТС активно тестируют формат: добавляют интерактива и вовлечь пользователя в просмотр обычного линейного эфирного ТВ.
Ходят слухи, что НРА совместно с производителями и вещателями тестирует концепцию о возможности использования адресной или суперадресной рекламы. То есть более таргетированной рекламы для эфирного ТВ с использованием как раз HbbTV-технологий. В Европе уже есть успешные примеры.
Изменения на рынке контента
В марте, мае и июне 2020 года истекают три самых больших соглашения между студиями Голливуда и тремя основными гильдиями сценаристов в США. Это означает, что рынок контента ждет довольно серьезная перестройка. Бойня идет за то, каким образом будут учитываться авторские права в рамках контента.
Существуют две главные модели. Первая - с низким порогом входа и длинным хвостом, когда авторские отчисления поступают в течение очень продолжительного времени. А заработок зависит от популярности контента, который удалось сделать.
Но почти все мегаигроки стремятся к другой модели: заплатить больше на начальном этапе (upfront-платеж) и не делиться своим доходом. Они покупают библиотеку, а дальше речь идет о ее монетизации.
Сегодня пользователь потребляет слишком много контента, чтобы платить автору за просмотр. Отчисления даже в 2–3 цента за один эпизод, которых получается до 300 в месяц у каждого пользователя, полностью убивают экономику этого процесса.
Вообще история дистрибуции контента и поиск новых рынков в 2019 году была, пожалуй, самой большой головной болью.
Мой прогноз
Несмотря на то, что с 1980 по 2010 годы в области развлечений ничего не менялось, за последнее десятилетие произошел перелом. Мы вышли на некую кривую устойчивого роста, которая выдвигает медиаотрасль на передовую технологического развития. Выживут сильнейшие и удачливые. Я смотрю на состояние рынка с большим оптимизмом. Наконец-то будущее медиа перестало быть туманным и в нем наметилась светлая полоса.