Беларусь в точке невозврата
Уже больше месяца в Беларуси не стихают акции протеста. Традиционно пик протестной активности приходится на выходные, когда демонстранты устраивают многотысячные марши. В календаре несогласных с итогами президентских выборов суббота прочно закрепилась как день женских акций, а воскресенье – общенациональных демонстраций.
Несмотря на то, что белорусские власти вновь начали применять тактику массовых задержаний, Беларусь продолжает накрывать волна протестов, хотя и в несколько меньших масштабах. Так, 20 сентября 2020 года участие в массовых антиправительственных демонстрациях приняли, по разным оценкам, от 50 тыс. до 100 тыс. человек.
С другой стороны, количество задержаний, стартовавших после президентских выборов 9 августа, продолжает увеличиваться и уже превысило 12 тыс. человек. Такие данные приводит правозащитный центр "Весна".
Готовность белорусских граждан и дальше выходить на мирные акции протеста создает ситуацию, при которой официальному Минску остается все меньше места для политического маневра. По заявлению экс-кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской протесты будут длиться "столько, сколько будет надо - недели, месяцы или даже годы".
Однако Александр Лукашенко явно рассчитывает на другой сценарий. Тот факт, что на митинги с течением времени выходит меньше людей позволяет действующей власти надеяться на благополучный для себя исход событий. Тем не менее, даже в случае затухания протестов официальному Минску будет необходимо обозначить новый подход к позиционированию страны на международной арене.
Европейские санкции: быть или не быть?
Отсутствие прямых контактов с Западом видится белорусским властям как вынужденная мера, позволяющая взять внутриполитическую ситуацию под контроль. Нежелание Минска проводить консультации с западными партнерами относительно текущего положения дел позволяет ЕС выстраивать обвинительную линию поведения.
Европейские государства четко продемонстрировали свое намерение применить санкционные ограничения в отношении Беларуси. Принципиальное согласие вести санкции главы МИД стран ЕС приняли вскоре после начала протестов. Однако дальнейшее продвижение в согласовании списков санкционных белорусских политиков столкнулось с рядом сложностей.
Ускорить процесс попыталась Светлана Тихановская, которая прибыла в Брюссель для встречи с министрами иностранных дел стран ЕС 21 сентября 2020 г. Однако визит оппозиционного политика не позволил принять окончательного решения.
Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель частично подтвердил, что невозможность принятия утвердительного решения в отношении ограничительных мер против Беларуси связана в большей степени с внутренними взаимоотношениями между странами-членами ЕС.
Тот факт, что Кипр готов дать свое согласие на санкции только при одновременном введении санкций в отношении Турции за разведку газа в спорных водах восточного Средиземноморья значительно затрудняет положение. Хотя политический дискурс в отношении Беларуси остался неизменным, введение санкций оказалось заблокированным.
Дальнейшее обсуждение вопроса переходит на уровень глав ЕС. Изначально предполагалось, что обсуждение белорусского вопроса состоится на саммите ЕС 24-25 сентября, однако по стечению обстоятельств, связанных с распространением коронавирусной инфекции, дату проведения встречи было решено перенести на 1-2 октября 2020 г.
Вынужденная отсрочка может помочь найти необходимый компромисс по белорусскому вопросу. Тем более, что в Европе не наблюдается предпосылок для ослабления антибелорусского дискурса.
Так, европейский политический истеблишмент отказывается признавать легитимность Александра Лукашенко по результатам выборов. В середине сентября члены Европейского парламента приняли резолюцию, согласно которой с 5 ноября 2020 года, когда истечет нынешний президентский срок Александра Лукашенко, парламентарии не будут признавать его президентом Беларуси. Европарламентарии рекомендуют внести в санкционные списки и самого Александра Лукашенко, как это сделали уже Латвия, Литва и Эстония.
Очевидно, что подобные призывы не отменяют политическую действительность, в которой бессменный глава Беларуси все еще руководит правительством. В подобных обстоятельствах дальнейшие действия Европы в отношении республики будут проходить на грани разрыва дипломатических отношений.
Однако именно этого варианта развития событий ЕС пытается избежать. Как уже заявлял Жозеп Боррель, речь не идет о закрытии посольств или отказе сотрудничать с официальными властями. Ожидается, что белорусский вектор европейский политики будет трансформирован в сторону сокращения взаимодействия. Наглядным последствием для Минска станет минимизация участия в европейской инициативе Восточного партнерства.
Частичная разрядка возникшей политической напряженности может наступить в случае, если в Беларуси обозначится диалог между властями и представителями оппозиции. Хотя пока остается неясным, в какой именно форме возможен подобный диалог.
Возможности оппозиции
Когда появился Координационный совет оппозиции, в президиум которого вошли видные политические фигуры, Минск обрел возможность выйти на контакт с лидерами протестного движения. Однако официального признания Координационного совета в качестве оппонента действующей власти так и не произошло.
Фактически деятельность Координационного совета оппозиции была классифицирована как антиконституционная и направленная на захват государственной власти. В связи с созданием Совета было возбуждено уголовное дело, что сделало невозможным любые коммуникации власти и оппозиции через данный канал.
В настоящее время функционирование Координационного совета находится под вопросом. Практически все члены президиума либо задержаны и находятся в изоляторах, либо вывезены из страны. Выехавшие из страны члены президиума Совета Ольга Ковалькова и Павел Латушко 21 сентября выступили в Европарламенте с призывом более активно поддержать деятельность оппозиции. Однако их участие в работе структур ЕС не отменяет того факта, что Координационный совет оказался "обезглавлен".
Внимание общественности приковано к судьбе Марии Колесниковой, которой предъявили обвинение в призывах к действиям, угрожающим безопасности Беларуси. Подобные обвинения затрудняют обновление состава президиума Совета. Однако иной формы координации своих усилий оппозиция пока не предлагает.
В текущих обстоятельствах Совет ограничен в возможностях реализовать свою главную цель - организовать диалог с властями. Дополнительный набор членов в расширенный состав вряд ли сможет способствовать разрешению сложившейся ситуации. Учитывая, что официальные власти заявляют о "купировании угрозы силового захвата власти", в переговорах с Советом Минск явно не заинтересован.
Обстановка в Беларуси остается непростой. Протестующие сохраняют свою приверженность к мирным манифестациям, не давая поводов действующей власти перейти в силовую фазу борьбы с демонстрантами. Достигнутый статус-кво способен продержаться какое-то время, однако очередной точкой обострения может стать инаугурация президента.
Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева