"ЭР-Телеком": Умный заработок на смарт-технологиях
Продолжается цикл материалов, в которых рассказывает о ключевых участниках отечественного телеком-рынка и индустрии платного ТВ. В этой статье вспоминаем историю становления «ЭР-Телеком Холдинга» и изучаем базы данных, чтобы выявить близкие к нему, но формально не входящие в его структуру компании.
ХРОНОЛОГИЯ НЕ ПО УЧЕБНИКУ
История «ЭР-Телеком Холдинга» стоит в одном ряду с хрониками лидеров российского телекома, созданных не на инфраструктурном наследии советской отрасли связи, а на базе новых технологий и, что важнее, предпринимательской инициативы. В дискуссиях о результатах рыночных реформ в постсоветской России традиционно вспоминают в качестве позитивного примера «ВымпелКом», появившийся не как результат приватизационного передела, а как материализация мечты ученого-радиотехника Дмитрия Зимина. При этом «ЭР-Телеком» не включают в список технологических «компаний мечты» наряду с «ВымпелКомом», «Яндексом» или «Лабораторией Касперского» — отчасти потому, что по масштабам бизнеса он пока не сопоставим с тем же «ВымпелКомом», отчасти из-за проводимой холдингом весьма агрессивной экспансии на традиционные и новые рынки, а ведь агрессоров не всегда удобно приводить в пример. Как бы то ни было, представить себе ландшафт современной отрасли связи России без «ЭР-Телекома» невозможно, и уже поэтому история его создания представляет несомненный интерес.
Верифицированной на 100% хроники создания оператора не существует — главные действующие лица компании называют разные даты создания. Так, действующий президент и основной акционер «ЭР-Телекома» Андрей Кузяев в интервью «Ведомостям» в январе 2018 года рассказывал, что компании больше 16 лет, она была создана группой пермских предпринимателей во главе с Андреем Семериковым, который тогда был главным акционером, а в настоящее время является заместителем председателя совета директоров холдинга, совмещая этот пост с позицией вице-президента АКТР. Сам Андрей Семериков в интервью «Телеспутнику» говорил, что компания была создана в 2003 году, при этом, согласно открытым источникам, год ее создания другой — 2001-й. Речь может идти о разных юридических лицах, из которых на раннем этапе и формировался будущий «ЭР-Телеком Холдинг». В частности, известно, что сам Андрей Семериков с 2001 года по 2006 год являлся гендиректором ЗАО «Группа компаний “ЭР”» и ЗАО «ЭР-Телеком», а в 2006 году занял пост гендиректора созданного тогда же ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», которое в 2015 году было перерегистрировано как АО, и именно это юрлицо до настоящего момента является головной компанией оператора.
С формальной точки зрения моментом основания «ЭР-Телекома» можно считать слияние оператора ЗАО «Элсвязь», оказывавшего услуги телефонии, и интернет-провайдера ЗАО «Рейд-Интернет» — эти компании работали в Перми с 1997 года.
Услуги телефонии и коммутируемый доступ в Интернет с конца 90-х предоставляло все больше операторов, поэтому «ЭР-Телеком» в попытках найти собственное позиционирование начал развивать концепцию строительства городских универсальных телекоммуникационных сетей (ГУТС) по технологии FTTB (Fiber-to-the-Building, волоконно-оптические линии связи до здания). Кроме того, уже в те ранние годы можно разглядеть стремление оператора к передовым цифровым сервисам, ставка на которые в явном виде была сделана более 15 лет спустя. Так, в 2002 году компания начала первой в Перми предоставлять услуги IP-телефонии, при том что гораздо более инновационные на тот момент региональные ИТ-компании, такие как екатеринбургский Naumen, только-только запускали свои IP-телефонные платформы.
С НОВЫМ АКЦИОНЕРОМ
В 2004 году «ЭР-Телеком» выходит за пределы домашнего рынка и начинает строить ВОЛС и предоставлять услуги кабельного телевидения и ШПД в Самаре. Очевидно, географическая экспансия потребовала привлечения стратегических инвестиций, при том что инвесторы в лице венчурного фонда Пермского края у оператора уже были. Андрей Кузяев рассказывал «Ведомостям», что присоединился к «ЭР-Телекому» именно в 2004 году, а в 2005 году приобрел контрольный пакет акций компании. Решение инвестировать в скромного регионального оператора с неясными рыночными и технологическими перспективами можно приписать визионерскому дару Кузяева, ведь ВОЛС в то время не вызывали сомнения лишь в качестве магистральных линий, а в виде FTTB многими расценивались как слишком дорогие и избыточные по пропускной способности. Однако Андрей Кузяев в FTTB не сомневался, так же, как и в целесообразности географической экспансии, поэтому в 2008 году нарастил свою долю в «ЭР-Телекоме» до 90%. Принадлежащая семье Кузяева Пермская финансово-производственная группа (ПФПГ) выкупила долю у венчурного фонда Пермского края. С этого момента Кузяев стал развивать «ЭР-Телеком» как главный акционер, что, несомненно, отразилось на темпах роста холдинга: региональный оператор обозначил заявку на вхождение в группу лидеров отрасли на федеральном уровне.
Сам Андрей Кузяев как предприниматель развивался с начала 90-х, а средства для инвестирования в телеком получил в 2003 году, продав «Лукойлу» свою долю в компании «Лукойл-Пермь» — крупном предприятии, специализирующемся на добыче нефти в Пермском крае, Башкортостане и в Республике Коми, а также на нефтепереработке (сделка была закрыта в 2005 году). Кузяев рассказывал «Ведомостям», что после выхода «в кэш» искал отрасль для инвестиций, которая бы росла опережающими темпами. «В 2000—2005 годах было золотое время российской телекоммуникационной отрасли. Тогда небольшие компании превратились в крупных операторов, которые сейчас входят в сотовую большую тройку. И я осознанно в общем принял решение инвестировать в телеком в 2005 году», — объяснял он.
При этом Кузяев признавался, что поначалу не собирался оставаться инвестором надолго, расценивая вложения в «ЭР-Телеком» как «чисто спекулятивные». «Я рассчитывал, что в 2008 году мы все продадим стратегическому инвестору. Но настолько увлекся проектом, что сам и стал этим стратегическим инвестором, выкупив акции у других совладельцев», — говорил основной акционер холдинга.
При этом c 2000 года по 2015 Андрей Кузяев возглавлял Lukoil Overseas — компанию, контролировавшую международные проекты «Лукойла», а с 2005-го являлся и вице-президентом нефтяного гиганта. Говорили, что глава «Лукойла» Вагит Алекперов рассматривал Кузяева в качестве своего преемника, и, возможно, если бы этот сценарий реализовался, «ЭР-Телеком» развивался бы совсем по-другому.
Однако Андрей Кузяев в качестве основного акционера продолжал уделять развитию оператора первоочередное внимание, а масштабные проекты в сфере нефтедобычи на зарубежных рынках, которыми он руководил на посту главы Lukoil Overseas, позволяли под иным углом посмотреть и на рыночные перспективы «ЭР-Телекома». 2010 год, как подчеркивает сам оператор в официальной версии собственной истории, ознаменовался началом «реализации лидерской стратегии» холдинга (собственно, саму эту историю холдинг отсчитывает с 2010-го, очевидно, потому, что весь предшествующий период расценивает как подготовительный). Как реализовывалась эта стратегия, можно судить по основным ее вехам: в 2011 году запущено 15 стартапов в Уфе, Кургане, Туле, Ульяновске, Магнитогорске, Дзержинске, Иркутске, Томске, Брянске, Чебоксарах, Твери, Ростове-на-Дону и т.д., в 2012 году в 19 городах начато предоставление «принципиально нового формата HD-телевидения «Дом.ru TV», а в 2013 в сети оператора насчитывается 5 тыс. бесплатных точек доступа в Интернет в 56 городах.
При этом речь на этом этапе идет исключительно об органическом росте, без сделок M&A. Как подчеркивал Андрей Семериков в интервью «Теле-Спутнику», в первые десять лет развития компании, с 2003 по 2013 год, «мы не купили ни одной компании». Первое приобретение произошло в 2013-м, когда «ЭР-Телеком» вышел на рынок Санкт-Петербурга через приобретение крупного локального оператора InterZet. Эта сделка открыла непрерывную череду покупок операторов в различных городах, о которых холдинг неизменно сообщал, что они «позволяют занять лидирующее положение на местном рынке». «За последние пять лет направили очень много инвестиций на консолидацию локальных рынков», — пояснял Андрей Семериков.
Так, в 2017 году компания заявляла о планах потратить на слияния и поглощения 8 млрд руб. (в 2016 году на M&A было потрачено 5,5 млрд руб.). В начале 2018 года Андрей Кузяев говорил о намерении в течение следующих двух лет инвестировать в приобретение крупных и мелких операторов связи не менее 17 млрд рублей, то есть примерно по 8,5 млрд в год. Это означает, что темпы роста затрат «ЭР-Телекома» на поглощения локальных игроков замедляются, тем не менее, как отмечал в интервью «Телеспутнику» директор департамента ТВ и контента компании J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов, оператор превратился в «самого активного игрока на рынке M&A» в отрасли телекома и платного телевидения.
Последние по времени крупные приобретения холдинга — получение 100%-ного контроля в ООО «Компания Телемир», что позволило холдингу занять лидирующую позицию на рынке ШПД и платного ТВ в Липецке и Липецкой области. Кроме того, завершение сделок по приобретению группы компаний «Брянские кабельные сети» и группы компаний «Стрела Телеком» «позволило усилить позиции компании в трех регионах присутствия — Иркутской, Томской и Ульяновской областях, а также расширить географию деятельности в B2C-сегменте в Хабаровском крае и Республике Бурятия».
Прочно утвердившись в «большой пятерке» провайдеров ШПД и платного ТВ, «ЭР-Телеком» будет вынужден замедлять темпы как органического роста (эти рынки близки к насыщению), так и M&A-активности. Как объяснял «Телеспутнику» Андрей Семериков, в результате реализации последовательной стратегии консолидации локальных рынков оператор пришел к пониманию, что «гораздо эффективней не осуществлять прямую покупку на локальном рынке, а создавать кооперацию ради более полного удовлетворения потребностей клиентов и повышения ARPU». «Консолидация на локальных рынках не создает нового качества — абонент ничего не получает. Да, изменилась структура акционеров, сети, скорее всего, модернизировались, но абонент не получил дополнительного качества», — сетовал Андрей Семериков. По его словам, на дальнейшем этапе развития «ЭР-Телекома» уже не имеет смысла активно конкурировать на уровне рыночной доли и количества абонентов. «Мы провели большую работу по консолидации локальных операторов, купили 35 компаний в 16 городах. Это достаточно сложная, кропотливая работа, которая требует огромных, невероятных усилий, а экономическая эффективность ее не космическая», — подвел своеобразный итог периода «завоевания территорий» Андрей Семериков.
TELCO 2.0., IOT И УМНЫЕ ГОРОДА
В поисках новых стратегических направлений, которые позволили бы «ЭР-Телекому» повысить эффективность бизнеса «до космической», оператор обратил свой взгляд на сферу сквозных технологий, которые несколько позже вошли в периметр нацпроекта «Цифровая экономика». В сентябре 2017 года президент «ЭР-Телекома» Андрей Кузяев во время встречи с президентом Владимиром Путиным рассказал, что холдинг в качестве приоритета развития выбрал направление Интернета вещей (IoT). Кузяев объяснял тогда, что к 2022 году рынок IoT вырастет в 40 раз, до 800 млрд рублей, а количество подключений в России достигнет 700 млн. Он говорил, что клиентов «ЭР-Телекома» больше всего интересует возможность подключить к Интернету утюг, чтобы знать, выключен он или включен, а также функция управления протечками. Однако наибольший эффект от IoT Андрей Кузяев ожидал в ЖКХ, городском хозяйстве и промышленности. Тогда же было заявлено о планах холдинга, опираясь на собственные ресурсы, построить в 50 крупных городах России инфраструктуру для Интернета вещей.
Буквально через несколько дней после разговора с президентом эти планы были конкретизированы: в течение двух лет оператор намеревался запустить федеральную сеть IoT на базе технологии LoRaWAN в 60 российских городах. По сути речь шла о развертывании национальной сети Интернета вещей — первой в стране, при том что отраслевые эксперты ранее высказывали серьезные опасения, что IoT-сеть федерального масштаба в РФ может вообще никогда не появиться — помешают необъятные просторы страны.
В мае 20018 года, отвечая на вопросы журналистов в рамках Петербургского международного экономического форума о размере инвестиций в строительство LoRaWAN-сети, Андрей Кузяев энергично заявил «ноу комментс!», а также отказался назвать будущих корпоративных клиентов этой сети, сославшись на «высокую конкуренцию» в этой области.
Но перспективы от строительства сети в более чем полусотне городов Кузяев видел огромные. «В России на сегодняшний день темой Интернета вещей озадачено меньше 30% компаний. Этот процесс только набирает силу. Хочу обратить внимание, что мы, наверное, пока единственная компания, которая взяла на себя риск строительства федеральной сети. Мы имеем полное Outdoor-покрытие всех городов, и это позволит нам обеспечить необходимые сетевые решения», — рассказывал президент холдинга, упоминая в качестве возможных потребителей IoT-сервисов федерального масштаба «Почту России», Auchan, «Магнит» и «один из ключевых российских розничных банков».
В то же время глава «ЭР-Телекома» признавал, что холдинг де-факто вышел на просторы «голубого океана» — принципиально нового рынка с неясными бизнес-моделями. «Мы в поисках правильной экономической модели бизнеса в Интернете вещей. Сегодня нет ответа, как правильно зарабатывать на Интернете вещей, ни у нас, ни в мире. Есть разные подходы, разные конструкции. Это одна из целей наших “пилотов” — ответить на вопросы: “на чем мы зарабатываем?”, “как это работает?”, “мы сначала инвестируем, а потом нам оплачивают сервисные платежи или мы сразу получаем инсталляционные платежи, а потом сервисные?”», — отмечал Андрей Кузяев.
Говоря о выборе платформы, он прогнозировал конкуренцию нескольких технологий, признавая, что «даже если LoRaWAN отойдет на второе место (после NB-IoT — прим. «Телеcпутника»), мы спокойно к этому отнесемся». «Завтра будут новые возможности — мы их рассмотрим», — уверенно заявил главный акционер «ЭР-Телекома» в ответ на реплики журналистов, что окупаемость сети LoRaWAN может оказаться не такой быстрой, как ожидается. «Конкуренция точно будет, но это как в мобильном и фиксированных бизнесах. Когда я 10—15 лет назад начал инвестировать в строительство оптических сетей, мне говорили: “Зачем ты это делаешь? Будет мобильный ШПД, и фиксированный доступ никому не будет нужен”. На самом деле технологии развиваются нелинейно, и они выполняют дополняющие функции. Поэтому будет история динамичного развития. Когда мы говорим об Интернете вещей, нужно понимать, что весь мир, который нас окружает, будет таким же, но характер взаимодействия с ним будет принципиально иным. На самом деле, скорее всего, будет не избыток технологий, а дефицит», — объяснял свою текущую рыночную стратегию Андрей Кузяев.
Что касается традиционных для оператора секторов — ШПД и платного ТВ, то, по словам Андрея Семерикова, и здесь компания намерена внедрять цифровые платформы, реализуя принципы модели Telco 2.0. «Мы стремимся изменить модель оператора, чтобы как можно больше операций выполнялось в цифровом виде, чтобы клиент как можно меньше зависел от предоставления услуг человеком человеку. Чтобы наши клиенты пользовались платформами, программами, личными кабинетами, заказывая себе необходимые услуги, необходимое качество. И оплачивать услуги, корректировать их клиенты должны с помощью цифровых инструментов. Либо с помощью подсказок, рекомендаций, которые создаются на основе Big Data, клиентского опыта», — описывал «Телеспутнику» новую бизнес-модель заместитель председателя совета директоров холдинга.
Обновленную стратегию с акцентом на цифровизацию и Интернет вещей холдингу позволяет реализовывать прежде всего структура собственности, в которой большая часть принадлежит апологету новых цифровых технологий — Андрею Кузяеву. Как пояснял он «Ведомостям» в начале прошлого года, контролируемой им ПФПГ принадлежит 67,9% акций «ЭР-Телекома», еще 15,8% — у менеджеров, 16,3% — у инвесторов, в основном иностранных. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», 100% АО «ЭР-Телеком Холдинг» принадлежит зарегистрированному на Кипре офшору ER-Telecom Holding Ltd, доли в котором, очевидно, и распределены между акционерами самого холдинга.
При этом ООО «Пермская финансово-производственная группа», через которую Андрей Кузяев осуществляет владение своим пакетом в «ЭР-Телекоме», также контролируется кипрским офшором — PFIG Overseas Invest Holding Ltd.
Согласно базе «СПАРК-Интерфакс», Андрей Кузяев является также совладельцем ряда компаний, некоторые из которых участвуют в проектах самого «ЭР-Телекома». Так, через принадлежащее ему на 99% ООО «Рубикон», Кузяев контролирует около 50% ООО «Юникорн», чья интеграционная платформа умного дома MySmartFlat используется в девелоперском проекте ЖК «Гулливер» застройщика «Кортрос» в Перми. Сам «ЭР-Телеком» отвечает за информационно-телекоммуникационные сети в ЖК, на базе которых и предоставляются сервисы платформы MySmartFlat.
А в декабре 2018 года стало известно о приобретении «Рубиконом» доли в 25% в ООО «Портал» — разработчике технологий видеонаблюдения, распознавания лиц и контроля дорожной ситуации. «Портал» под брендом «Форпост» разрабатывает облачную платформу видеоаналитики на основе нейросетей. Известно также, что ранее «Рубикон» приобрел 50% в разработчике систем мониторинга и контроля трафика NapaLabs.
Эти личные активы Андрея Кузяева в сфере смарт-технологий, очевидно, имеют все шансы получать заказы при реализации крупных проектов с сетями «ЭР-Телекома», поскольку их продукты хорошо вписываются в стратегию холдинга приоритетного развития Интернета вещей.