Эксперты высказались о проблемах UHD индустрии
Формат сверхвысокой четкости – Ultra HD/4K – эксперты называют одним из основных драйверов развития телевизионной индустрии. В то же время пока никто толком не может назвать способы монетизации 4K-контента и создания спроса на него. Очевидно лишь, что без консолидации усилий всех участников отрасли формирования массового UHD-рынка придется ждать еще долго.
Эти вопросы обсуждались в ходе панельной дискуссии «Индустрия Ultra HD. Перспективы и тренды развития», состоявшейся в рамках форума CSTB Telecom & Media–2019. Модератора мероприятия, заместителя генерального директора по контентной политике «Триколора» Николая Орлова, интересовали прежде всего практические аспекты бизнеса производителей и вещателей 4К-контента, поскольку сам «Триколор» еще в 2015 году перешел от экспериментов к коммерческому UHD-вещанию, одним из первых в мире и первым в РФ запустив пакет 4К-каналов. На текущий момент в основной пакет «Единый Ultra HD» оператора входят восемь каналов: спортивные Eurosport 4K и Russian Extreme Ultra, развлекательные «Промо UHD» и Fashion One 4K, кино- и сериальные Ultra HD Cinema, «Кино UHD» и «Сериал UHD» и познавательный Insight UHD.
ХОРОШО, НО МАЛО
Доступность потребительских устройств с поддержкой 4К на современном этапе никак не может являться барьером в развитии 4К-индустрии, согласились эксперты. Согласно приведенным менеджером направления Smart TV компании LG Electronics Аллой Чуджаевой данным, 40% всех проданных в мире в 2018 году телевизоров поддерживали UHD. В России эта доля в два раза меньше – около 20%, однако в LG Electronics отмечают устойчивый рост интереса российских потребителей именно к таким моделям. «В 2018 линейка 4К-телевизоров LG в РФ составляла 90 моделей. Есть устойчивое заблуждение, что 4К-модели стоят дорого, что, конечно, уже не так. Базовые 4К-модели LG с диагональю 43 дюйма новой шестой серии стоят в РФ от 25 тыс. рублей», – рассказала Алла Чуджаева.
О готовности массовой аудитории потреблять 4К-контент говорит и решение второго по численности абонентской базы российского оператора платного ТВ – «Ростелекома» – предложить своим клиентам абонентский сет-топ-бокс с поддержкой 4К. Как сообщил «Теле-Cпутнику» в кулуарах CSTB директор офиса «Видео» оператора Виктор Романчук, 4К-приставка «Ростелекома» будет выведена на рынок в первом полугодии текущего года. «Речь идет об Android-приставке, она достаточно мощная как для 4К со всеми технологическими потребностями и возможностями, так и для дополнительных развлечений, которые будут на ней доступны. Этот продукт до сих пор не запущен – есть определенные продуктовые и технологические ограничения. Но в ближайшие несколько месяцев рынок получит анонс и запуск этого продукта. Он в “горячей” стадии производства», – рассказал Виктор Романчук.
По его словам, приставка будет на аппаратном уровне поддерживать кодек HEVC. «Гнать 4К-контент в кодеке H.264 – это технологическое самоубийство. Безусловно, речь идет о полноценной поддержке 4K, H.265, HEVC – все, что только можно предположить на сегодняшний день. Это очень мощная аппаратная приставка», – сказал представитель оператора.
Однако главной проблемой развития 4К-индустрии в «Ростелекоме» называют не технологические, а контентные ограничения. «К сожалению, на сегодня большая часть того, что предлагается как 4K – не более чем маркетинговая уловка, которая порой предлагается по 999 рублей за фильм. Мы к такому не готовы», – посетовал Виктор Романчук.
Отвечая на ставший сакраментальным в дискуссиях на CSTB вопрос, что смотреть в 4К, Алла Чуджаева рассказала, что в LG Electronics провели подсчет доступного 4К-контента на платформах ведущих российских онлайн-кинотеатров и определили, что суммарный объем предложения в этом формате составил около 400 фильмов и сериалов на русском языке, часть и которых представлена в формате расширенного динамического диапазона (High Dynamic Range, HDR) Dolby Vision со звуком Dolby Atmos.
Для сравнения, только по подписке «Кинопоиск + Амедиатека» доступно 4800 фильмов и сериалов в Full HD, а общая библиотека доступного контента в онлайн-кинотеатре ivi, по ее данным, составляет 62 тыс. единиц.
Таким образом, для привлечения массовой аудитории необходим переход производителей контента на столь же массовое производство UHD-продукции, и именно на этом этапе, отметили эксперты, возникает главная проблема формирующейся UHD-индустрии.
БОЛЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
Генеральный директор телекомпании «Первый ТВЧ» Максим Полухин подчеркнул значение форматов изображения с расширенным динамическим диапазоном в популяризации UHD, поскольку 4К и HDR развиваются сейчас в неразрывной связке, а с точки зрения массового потребителя, живущего преимущественно в небольших квартирах и лишенного возможности приобретать телевизоры больших диагоналей (60 дюймов и выше) из-за материальных ограничений и недостатка жилой площади, именно HDR может обеспечить явный прирост в качестве картинки по сравнению с HD, не говоря уже о SD, мотивируя тем самым на приобретение 4К-телевизоров и подписок на соответствующие пакеты каналов.
Поэтому вопрос, как побудить производителей массово производить 4К-контент, на текущем этапе можно расширить до вопроса о необходимости производства 4К/HDR-контента. Отвечая на этот вопрос, генеральный директор компании ARSPRO Антон Артемьев выразил мнение, что решающую роль здесь может сыграть поддержка операторов и дистрибьюторов, которые должны продвигать 4К/HDR в массы, объясняя, в чем их преимущество по сравнению с HD. «Можно с уверенностью сказать, что 4К и HDR будут жить и развиваться, поскольку производители как профессиональных, так и потребительских устройств договорились о стандартах HDR. Более того, появляются устройства, воспроизводящие как HDR10+, так и Dolby Vision. Последний, кто заявил о поддержке мультиформатности – Philips. Panasonic на выставке CES (в январе 2019 года, – прим. «Телеспутника») объявил о поддержке двух форматов, а Philips сделал это буквально несколько дней назад», – рассказал Антон Артемьев.
Ведущий менеджер Huawei Александр Черняев обратил внимание на парадокс индустрии: производители контента уже перешли на съемку и продакшен своих программ в 4К, прежде всего потому, что доступное им профессиональное съемочное и монтажное оборудование позволяет работать с UHD-видео. Однако вещатели и дистрибьюторы контента зачастую вынуждены делать даунскейлинг полученного от производителей 4К-контента до HD и даже SD, поскольку издержки при распространении 4К-контента слишком высоки. Присутствующие на круглом столе представители кинокомпаний подтвердили, что их последние релизы были сняты в 4К, однако на рынок они в этом формате не выходили, поскольку операторы и дистрибьюторы говорили об отсутствии спроса. Более того, по словам представителей российского кинобизнеса, цена на произведенный ими 4К-контент была бы для вещателей не выше по сравнению с HD (правда, в кулуарах CSTB этот тезис был воспринят критически). На зарубежных кинорынках цена 4К-контента в среднем на 30-40% дороже по сравнению с HD.
Таким образом, в медиаиндустрии возник замкнутый круг: массовый потребитель не готов платить за 4К-каналы, сетуя на малый объем доступного в этом формате контента, вещатели и дистрибьюторы отказываются его закупать, объясняя это малым потребительским спросом, а производители, технологически будучи готовыми к переходу на производство в 4К и даже выпуская соответствующие релизы, не находят возможности его реализовать, уже по причине малого спроса со стороны операторов и вещателей.
В этой ситуации одним из выходов может стать качественная адаптация каталогов в HD до 4К – апскейлинг, несмотря на то, что к этому инструменту у части игроков медииаиндустрии выработалось отторжение. В то же время эксперты говорят о возможности проведения профессионального апскейлинга, с удалением шумов картинки, так, что результат будет приемлемым для абсолютного большинства зрителей.
Не исключают этого подхода и в «Ростелекоме» и даже говорят о своем возможном участии в такой адаптации. «Мы не исключаем апскейл, но это должен быть качественно подготовленный контент», – сообщил «Телеспутнику» Виктор Романчук.
Еще одной возможностью резкого увеличения объема 4K-контента, о которой говорили эксперты круглого стола на CSTB-2019, является производство UHD-копий старых советских кинокартин. Для этого требуется новое сканирование фондовых фильмокопий с частичной реставрацией. Антон Артемьев заявил о полной технологической готовности к проведению такого сканирования, однако дело упирается опять-таки в отсутствие заказчика.
Обобщая прозвучавшие в ходе дискуссии идеи ускорения темпов роста российской UHD-индустрии, Александр Черняев из Huawei отметил, что она подошла к такому этапу, когда необходимы согласованные усилия ее ключевых игроков с целью консолидации. «Дискуссия показала, что производители контента и операторы находятся в параллельных вселенных. Нет площадки, которая позволила бы создать экосистему, соединяющую интересы всех участников рынка, в рамках которой оператор понимал бы, зачем и кому ему продавать. Мы выявили множество болевых точек, в том числе отсутствие стандартов. Наше предложение – создать дополнительную площадку для обсуждения этих проблем, возможно, в рамках ассоциации объединить крупнейших игроков российского рынка, включая производителей приставок», – сказал Александр Черняев. Он добавил, что Huawei готова присоединиться к такой ассоциации в качестве индустриального технологического партнера. «Ассоциация должна объединить всех заинтересованных игроков в единую цепочку и создать работающий механизм на принципах цивилизованного рынка», – подчеркнул в завершение диалога Александр Черняев.