Повестка дня такфиритов - не богословские тонкости, а борьба с государством
Чем обуславливается главное системное различие такфиристов и мадхалитов в реальной социальной практике – рассказывает известный эксперт-исламовед, кандидат исторических наук, профессор Асылбек Избаиров, сообщает zakon.kz.
- Асылбек Каримович, что вы можете сказать о таком явлении в исламе как салафизм и о течениях такфиризм и мадхализм, которые некоторые эксперты относят к салафизму?
- Такфиризм и мадхализм имеют как различную "генеалогию" так и определенные сходство. Говоря о сходствах, нужно сказать о их некоторых теологических вопросах ақиды. Это вероубеждение, богопредставление – касательно наличия у Аллаха т.н. божественных атрибутов и некоторых других вопросов, а также в ритуальной сфере, где и те и другие следуют одним движениям в намазе. Это поднятие рук и произнесение вслух "аумин" и так далее. Однако они крайне разнятся между собой в своем отношении к ряду идейных исламских основ и методологии их реализации.
- Можете об этом рассказать более подробно?
- Первое отличие касается генезиса формирования и социально-политических методологий этих течений. Если такфиризм сформировался в процессе ожесточенной борьбы радикального религиозного движения против государства, то мадхализм, напротив, является проектом, который само государство (Саудовская Аравия) реализовало с целью обеспечения внутриполитической стабильности. Этим и обуславливается главное системное различие такфиристов и мадхалитов в реальной социальной практике.
Так, в частности, в 1990 году, в период операции "Буря в пустыне", король Саудовской Аравии дал согласие на использование территории королевства для размещения на ней американской базы. Это вызвало широкие протестные настроения в массах верующих Саудии. В поддержку короля выступил шейх Раби аль-Мадхали, профессор Мединского университета, который теологически обосновал необходимость подчинения королю при любых обстоятельствах, так как монарх является лицом, ответственным за национальную безопасность. Таким образом, мадхализм встретил широкую господдержку в Саудовской Аравии.
А основная повестка дня" такфиристов – это не богословские тонкости, а противостояние окружающему светскому обществу и борьба с государством. Соответственно, такфириты первостепенное значение придают практике "джихада", разработанной по сирийско-афганской модели.
Второе явное "структурное" отличие между этими двумя группами состоит в том, что мадхалиты представляют собой аморфную массу, объединенную общими убеждениями и образом жизни, а такфиристы группируются в ячейки сектантского типа, т.н. "джамааты" численностью до нескольких десятков человек, с авторитарными лидерами во главе. То есть полностью следует и подчиняются ДАИШским установкам.
- Хотелось бы больше узнать о негативных аспектах мадхализма.
- Несмотря на отказ от насилия и приверженность принципу повиновения правителю, в деятельности мадхализма имеются некоторые проблемы.
Во-первых, мадхализм в отношении отдельных имамов ДУМК как бы стал конкурирующей и параллельной структурой. Порой между ними происходили частые теологические стычки, например, можно ли между колоннами в мечети читать намаз, можно ли нараспев читать азан (призыв на молитиву), по поводу поднятия рук и произношения слова "амин" при чтении намаза и прочее.
Например, я лично был свидетелем, как в одном из столичных мечетей из-за спора, можно ли между колоннами в мечети читать намаз, почти десять минут выравнивали ряды в намазе. Но в этой мечети могли быть и новые адепты, которые только пришли в мечеть, а в мечети споры по второстепенным вопросам. И какое будет первое впечатление этого новоявленного мусульманина?
Во-вторых, многие казахстанские мадхалиты подвергают порой необоснованной критике ряд казахских традиций, усматривая в них ширк (идолопоклонство) или бидаат (недозволенное новшество), чем нередко также создают конфликтные ситуации на бытовом уровне. Но казахи, равно их традиции, если посмотреть историю с принятием ислама, всегда были на ахл-сунна-джамаа и это бесспорно.
Мадхализм в Казахстане, как и везде, не является цельным, в мадхализме сегодня наблюдаются процессы внутреннего дробления. И они должны понять, что Абу Ханифа относится к салафам, он стоит у истоков Сунны и является ее распространителем. А природа возникновения матуридитской школы было как ответ против еретических учений мутазилитских мыслителей-рационалистов и джахмитов, которые развивали различные антиисламские догматы.
К примеру, догмат "о сотворенности Корана", в то время, как признание догмата о сотворенности Корана означает, что Коран может быть заново сотворен. А для того, чтобы опровергнуть эти философские убеждения высокой абстракции, нужно было также прибегать к аналогичным приемам, но уже в защиту сунны Пророка. Ашаризм и матуридизм были направлены на то, чтобы противостоять учениям еретиков (мутазалитов, джахмитов) в защиту ислама.
Но в то же время нужно признать, что определенная часть мадхалитов стали признавать ханафитский мазхаб. Споры с функционерами ДУМК возникали по сугубо абстрактным богословским вопросам ("Рука Аллаха", "Вознесение на Трон"). Согласно мадхалитам матуридий является якобы "заблудшим течением", а приверженцы ДУМК часто поднимали вопросы "антропоморфизма" салафитов.
Но мы должны понять, что эти диспуты по абстрактным вопросам и крайне малозначимых с точки зрения, как государственной политики, так и повседневной религиозной практики мусульман, являются контрпродуктивными.
- Что показывает казахстанский опыт?
Казахстанский опыт показывает, что при идейном перевоспитании религиозных радикалов, в том числе тех же такфиристов, можно успешно апеллировать к чувствам национального патриотизма, исторической гордости, подчеркивая глубокие корни ислама в казахской культуре. Так, одной из основных идеологем такфиризма в Казахстане является то, что "казахи никогда не были настоящими мусульманами".
Данный прием дает позитивные результаты как при переубеждении уже сформировавшихся радикалов, так и в профилактической работе с верующей молодежью.
В частности, достоверно известен случай, когда в 2011 г. пятеро молодых такфиристов в городе Актобе под руководством опытного теолога посетили сеанс художественного фильма "Жаужүрек мың бала". И после сеанса трое из пятерых отказались от радикальных убеждений, а оставшиеся двое перешли в разряд колеблющихся.
Именно успешное сочетание ислама с национальным патриотизмом будет служить залогом политической умеренности верующих и долгосрочной стабильности, что убедительно доказывает опыт наиболее успешно развивающихся мусульманских стран со светским государственным строем.
Важнейшую роль в этой работе долен сыграть ханафитский мазхаб (школа права), традиционный для Казахстана и всего тюркского мира.
Торгын Нурсеитова