Как в Казахстане планируют развивать агропромышленный сектор

primeminister.kz, фото - Новости Zakon.kz от 22.10.2021 14:19 primeminister.kz
К 2030 году АПК Казахстана должен стать магнитом для бизнеса, финансов, технологий и инвестиций.

Министерство сельского хозяйства подготовило проект постановления правительства "Об утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2030 годы", сообщает zakon.kz.

Как отмечается в документе, за последние три-пять лет в отрасли АПК отмечается положительная динамика роста практически всех показателей благодаря оказываемой государством поддержке. В настоящее время субсидирование в агропромышленном комплексе действует по 12 направлениям и 51 виду, из них в растениеводстве – два, животноводстве – два, финансовые инструменты – 8, переработка – одно.

Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос в 1,4 раза и по итогам 2020 года составил 6,3 трлн тенге (в 2018 году – 4,5 трлн тенге, в 2019 году – 5,2 трлн тенге, в 2020 году – 6,3 трлн тенге).

Экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки за данный период вырос на 6% и составил в 2020 году 3,3 млрд долларов США (в 2018 году – 3,1 трлн тенге).

Отрасль становится привлекательной для вложения инвестиций. Так, приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за последние три года увеличился в 44,9% и составил в 2020 году 573,2 млрд тенге (в 2018 году – 395,6 млрд тенге). Производительность труда на одного занятого в сельском хозяйстве за 2020 год составила три млн тенге. При этом среднегодовые темпы роста производительности труда в АПК составляют почти 7%, - отметили в МСХ.

Также отмечены положительные тенденции в растениеводстве и животноводстве, создающие условия для дальнейшего роста валовой продукции.

На поддержку семеноводства в 2020 году было направлено 14 млрд тенге (в 2018 году – 8,4 млрд тенге, в 2019 году – 9,5 млрд тенге).

Однако, несмотря на позитивные сдвиги в отрасли, в МСХ назвали ряд системных проблем:

В растениеводстве:

  • недостаточные темпы диверсификации посевных площадей сельскохозяйственных культур;
  • несоблюдение рекомендуемых научно-обоснованных севооборотов;
  • недостаточное развитие семеноводства, применение СХТП средств химизации (удобрения, пестициды и т.д.);
  • низкий уровень технической и технологической оснащенности СХТП;
  • низкая урожайность основных сельскохозяйственных культур;
  • несоответствие требованиям применяемых технологий, стандартов, систем сертификации и управления качеством и др.;

В животноводстве:

  • низкая продуктивность сельскохозяйственных животных и птицы;
  • недостаточная обеспеченность кормовой базой;
  • низкая доля племенного поголовья животных и птицы;
  • недостаточность посевных площадей под кормовыми и фуражными культурами;
  • нерациональное использование пастбищных угодий;
  • нехватка оборотных средств у комбикормовых предприятий;
  • низкая степень доступности субсидий для большинства СХТП;
  • недостаточный контроль над эпизоотической ситуацией и безопасностью животноводческой продукции;
  • недостаточность ветеринарного контроля на местах за соблюдением законодательства в области ветеринарии, включая перемещение подконтрольных объектов и др.

В сфере переработки сельхозпродукции и развития органической продукции:

  • низкая доля переработки сельскохозяйственной продукции, недозагруженность производственных мощностей перерабатывающих предприятий, а также их физическая изношенность и моральная отсталость;
  • отсутствие в стране собственной системы сертификации производства органической продукции, специализированных лабораторий по определению качества продукции.

В сфере земельных отношений:

  1. нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, отсутствие эффективной системы контроля;
  2. ухудшение качества земель и снижение их продуктивности;
  3. низкий уровень освоения отгонных пастбищ ввиду их недостаточной обводненности и др.

По государственной поддержке АПК:

  • низкая степень доступности банковских кредитов и государственных субсидий для большинства СХТП;
  • ограниченность ресурсов квазигосударственных институтов развития для финансирования СХТП;
  • отсутствие привязки субсидирования к конечному результату и специализации регионов;
  • ориентированность инвестиционного субсидирования на крупные производства при недоступности для мелких СХТП и слабом контроле за исполнением целевых показателей;
  • недостаточно развита система страхования сельского хозяйства;
  • низкий уровень конкуренции на рынке финансовых услуг ввиду слабой представленности частных финансовых организаций в сельской местности при слабом институциональном развитии кредитных товариществ;
  • высокие природно-климатические, эпизоотические, фитосанитарные, карантинные, экономические риски отрасли;
  • отсутствие источников долгосрочного фондирования у частных финансовых организаций.


Вместе с тем отмечается, что Казахстан имеет значительный ресурсный потенциал для формирования аграрного сектора страны как мирового поставщика продовольствия.

Для этого требуется пересмотреть концептуальные подходы в аграрной политике, сориентировав ее на плавный переход от модели прямой финансовой поддержки субъектов сельхозбизнеса на создание сервисной модели, создающей равные условия для развития предпринимательской инициативы в АПК, стимулирования роста конкурентоспособности и устойчивости сектора к глобальным вызовам.

Приоритеты развития АПК на 2021-2030 годы:

● обеспечение продовольственной безопасности и повышение качества продукции;
● создание 7 устойчивых продовольственных экосистем;
● оптимизация механизмов поддержки, ориентация на конкурентоспособную продукцию;
● формирование привлекательности отрасли на основе технологичности, цифровизации, экологичности и развития человеческого капитала;
● создание единой системы, нацеленной на потребности АПК: наука → подготовка кадров → распространение знаний (лаборатория → аудитория → поле);
● развитие системы коммерциализации и трансферта;
● объективное распределение ресурсов на научные исследования и экстеншн на основе качества компетенции исполнителей и предлагаемых ими подходов к решению поставленных задач;
● развитие и укрепление фитосанитарной и ветеринарной службы;
● формирование эффективных систем землепользования
и водопользования для производства продукции АПК;
● рост доходов и уровня систем жизнеобеспечения сельского населения, развитие сельской инфраструктуры;
● построение устойчивых цепочек производства и сбыта.

К 2030 году АПК Казахстана должен стать магнитом для бизнеса, финансов, технологий и инвестиций, обеспечивая внутренние потребности страны в качественном продовольствии, а также, используя географические преимущества территории, сформировать систему международных продовольственных хабов, ориентированных преимущественно на рост экспорта, – пишут разработчики документа.

Также планируется создать стимулирующую эти процессы законодательную базу, существенно оптимизировав систему государственной поддержки, сформировав эффективную систему экстеншн.

Качественно улучшатся условия жизнеобеспечения в сельской местности. Вырастут доходы сельского населения, увеличится доля АПК в валовом национальном продукте, будут достигнуты индикаторы целей устойчивого развития в аграрной сфере, - считают в МСХ.

Также разработан план действий по реализации Концепции развития агропромышленного комплекса на 2021-2030 годы с целевыми индикаторами.

Посмотреть документы можно на сайте "Открытые НПА", где они размещены для публичного обсуждения до 5 ноября.

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: