Маленькая страна "Puppetland": в Шымкент съехались знаменитые кукловоды со всего мира
Театральная география
Эстония, Чехия, Польша, Россия, Таджикистан, Иран, Узбекистан, Китай, Кыргызстан, Израиль - география участников театрального фестиваля представительна и по меркам международного форума. Приехал даже театр из экзотического и далекого от нас Перу.
"На фестивале "Puppetland" или "Кукольная страна" мы постарались рассказать о том, что за 40 лет существования мы смогли подарить нашим детям. На сцене шымкентского кукольного театра было поставлено 170 спектаклей. Для участия в представлениях изготовлено больше 500 кукол, в том числе, ростовых. Мы хотели показать зрителям и участникам фестиваля наш потенциал и дать возможность сравнить наше творчество с исполнительским мастерством артистов зарубежных театров и театров из других регионов Казахстана. Кукла может говорить, может объяснить, кукла может воспитывать. А наши гости могут многое рассказать о потенциале и секретах кукольного театра", - рассказал директор театра юного зрителя Шымкента Самат Алтаев корреспонденту Zakon.kz.
Программа фестиваля насыщенна и не ограничивалась лишь показом спектаклей, которых было множество. Проводились мастер – классы от ведущих зарубежных артистов и специалистов театральных коллективов по режиссуре, театральному менеджменту для режиссеров, художников, кукловодов. Для тех, кто занимается разработкой механики кукол, специально пригласили мастеров из Германии, Чехии, Польши, которые делились своими секретами.
Фото: Zakon.kz
Для выступлений артистов задействовали сразу три сцены – площадку театра Сатиры и две сцены самого кукольного театра, на которых шло по три спектакля в день. Даже шымкентский Арбат, открывавший фестиваль, стал на время своеобразным театральным помостом. Здесь можно было посмотреть и на ростовых кукок, а также традиционные кукольные представления, "уличный" театр и театр марионеток. Значение кукольного театра для горожан и театрального фестиваля в культурной жизни города отметил и первый заместитель акима Шымкента Куаныш Асылов.
"Театр посредством искусства воспитывает образованную молодежь. Когда принималось решение об организации театрального форума, мы были уверены, что его проведение будет способствовать обмену опытом артистов различных стран, повысит уровень мастерства артистов нашего кукольного театра, ну и, конечно же, расширит международные культурные связи". Первый заместитель акима Шымкента Куаныш Асылов
Фото: Zakon.kz
К удивлению организаторов, театральные деятели из некоторых государств не знали о существовании театров в близлежащих регионах, не говоря уже о других странах. Артисты Ирана не знали театра Армении, и встретившись в Шымкенте, были необычайно удивлены существованию и деятельности коллег. Даже приехавшие артисты Чехии не знали репертуара кукольников из чешской же Праги. Шымкентский фестиваль дал возможность не только поднять уровень исполнительского искусства, но и познакомить артистов с творчеством друг друга.
Главное театральное действо разворачивалось на сценах шымкентского театра кукол. Здание, в котором располагается кукольный театр (а это бывший Никольский собор постройки начала ХХ века) не предназначено, а приспособлено под нужды театра, в нем нет многого из необходимого оборудования, но оно, находясь в столетнем парке с аллеями вековых дубов, создает волшебную атмосферу, предлагая окунуться в искусство сказки.
Театр одного актера
Удивил зрителей стиль перуанского театра - уличное представление марионеток. Таких в Казахстане не много. В перуанском спектакле важную роль играют свет, музыка, куклы животных, обитающих в Южной Америке. Атмосферу ожидания необычного помогают создавать музыкальные инструменты в стиле психоделики. Театральное действо без слов, но малышам все и так понятно - голос заменяют движение кукол, звуки природы, игра света.
Фото: Zakon.kz
Бабочка изумительной красоты, повинуясь незаметным движениям рук актера, взмахивает крыльями и растворяется в темноте, уступая место другому обитателю Амазонии – змее. Как артисту удается "оживить" кукольное пресмыкающееся до такого реализма, что дети на сцене вскрикивают с ее приближением, остается загадкой. Это и есть мастерство.
Фото: Zakon.kz
"Сегодня мы попали на спектакль перуанского театра. Очень интересное представление, такие спецэффекты, музыка, свет – необычно и очень интересно. Несмотря на то, что всего один актер на сцене, он успел столько всего показать, даже передать характер, повадки животных. Летающие бабочки – это великолепно. Движения кукольной девушки, которая всем своим образом жизни в джунглях может показаться живой, естественной – это искусство. Я удивлена, я в восторге, как и мои дети. Я человек творческий, но, к сожалению, не всегда удается выкроить время в плотном графике занятий. Хорошо, что теперь есть фестиваль", - делится своими впечатлениями Надира Ибрагимова, учитель начальных классов средней школы №14, которая пришла на спектакль вместе с классом.
Фото: Zakon.kz
На фестивале были представлены пьесы и для ребят старшего школьного возраста.
"Наша постановка для людей от 14 лет и старше, для взрослых людей. Будет показан спектакль из трех пьес У. Шекспира - "Леди Макбет", "Гамлет" и "Ромео и Джульетта". Темы очень серьезные и вечные, потому они не могут быть непонятными для молодежи", - рассказал кукловод из Ирана, предупреждая вопрос о том, понятны ли будут подросткам классические произведения, хоть и в столь необычной интерпретации.
В списке конкурсной программы традиционные детские "Золушка" и "Аленький цветочек", "Волшебник изумрудного города" и "Три поросенка", "Каштанка" и "Принцесса на горошине". Удивил своей постановкой и исполнительским мастерством армянский театр. Равно как и своей традиционной постановкой кукол-марионеток китайский театр.
Немного выбивался из контекста фестиваля своей серьезностью и необходимостью философского осмысления темы моноспектакль "Лифтоненавистник", представленный режиссером, актером и постановщиком Григорием Гольдманом из Израиля. Но жюри на предварительном просмотре допустило спектакль в конкурсную программу, решив, что актерам будет полезно поучиться исполнительскому мастерству у признанных метров театра. За плечами маститого театрального деятеля больше 40 лет работы режиссером в государственных театрах России, постановка 125 кукольных, драматических спектаклей и для детей, и взрослых.
Фото: Zakon.kz
В последние 8 лет Григорий Гольдман поставил 8 моноспектаклей, с которыми ездит по фестивалям, играет и в России, и в Израиле.
"Спектакль об одиночестве, о жизни одинокого пожилого человека, у которого нет никого, кроме собаки, да и та погибает под колесами машины. Там настолько одинокий человек, что он разговаривает с лифтом. Больше не с кем. Но потом врач сказал, что ему нельзя ездить на лифте по состоянию здоровья. И пожилой человек стал лифтоненавистником. Многие из критиков даже сказали, что я с себя делаю этот спектакль, себя увидел в герое этого повествования. Впрочем, это не лишено смысла. Я получаю огромное удовольствие от того, что играю. Мне было очень приятно, что жюри высоко оценило мою работу, сказав, что я великолепный актер". Григорий Гольдман
На околофестивальной орбите
В Шымкенте 237 школ и больше 300 тысяч учеников. Для шымкентских школьников с начала года местный кукольный театр показал больше 400 спектаклей, которые ставились три раза в неделю, а по выходным дням идут постановки на двух языках. Кроме того, в репертуаре артистов мегаполиса есть и выездные спектакли. В прошлом году к грядущему 40 - летию театра был дан старт большому гастрольному туру – показу спектаклей в 40 городах Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана.
"Недавно наши актеры вернулись из Северной Македонии, где проходил международный фестиваль античного театра. Зрители и жюри высоко оценили не только кукол, но и драматическое искусство актеров, что является большой честью для нас. Шымкентский кукольный театр стал вторым призером конкурса кукольных театров 2023, международного конкурса кукольных театров "Ортеке 2023", где получил специальный приз за лучший детский спектакль. В Астане проходил международный фестиваль "Куралай", где наш театр также получил награду за лучший детский спектакль", - с гордостью рассказывает об успехах коллектива его руководитель Самат Алтаев.
В репертуаре театра наряду с классикой, такой, как "Гадкий утенок" Андерсена, "Карлик нос" Вильгельма Гауфа, появляются новые спектакли, в основе которых соединяются литературное наследие и взгляды современных авторов. Мархабат Байгут, Сабырбек Олжабай, Иса Кожаев со спектаклем "Черепаха - путешественница" - это авторы, с которыми постоянно работает театр и которых знает шымкентский зритель.
Вместо послесловия
"Все мы были детьми, хотя и становимся взрослыми. Кукольный театр – это возможность возвратиться в детство. Этот вид искусства – очень нужен и очень важен для всех. И его потенциал очень высок", - резюмировал директор шымкентского кукольного театра Самат Алтаев.
Фото: Zakon.kz/Сергей Павленко
Первый международный фестиваль театра кукол "Puppetland" в Шымкенте завершился. Строгое и благожелательное жюри определило победителей по различным номинациям. Без награды не остался ни один участник театрального форума. Но самой главной наградой, как отмечают артисты, стала возможность неформального общения и обмена опытом, который будет полезным вне зависимости от уровня мастерства каждого исполнителя. А кукольный театр остается современным во все времена.