Из Гаваны с любовью: Хемингуэй и не только в танцевальном театре Teatro89
"Последний рыбак" – авторская пластическая интерпретация повести Хемингуэя "Старик и море". И она буквально через несколько рук соединяет зрителя, знаменитого писателя и рыбака, который, будучи мальчишкой, ему помогал. Франк Вальдес родился и до юности жил в рыбацкой деревеньке Кохимар, что неподалеку от Гаваны, там же, где и Хемингуэй писал свои рассказы.
Уже прожив десять лет в Алматы, режиссер поехал на родину и встретился там с этим рыбаком – так история старика и моря стала для него больше, чем художественным вымыслом. Удивительные параллели и встречи на этом не закончились. Свою творческую жизнь новый театр начал на сцене театра "Оркен", что на улице Абдуллиных. В этом же здании располагается театр-студия Interius и танцевальная студия его выпускника – хореографа Франка Вальдеса.
"Это мой личный манифест огромной и непоколебимой веры в свою миссию, в то знание, которое есть в каждом из нас, когда мы прислушиваемся и слышим себя, идем за внутренним зовом без оглядки. Я призываю зрителей почувствовать силу своей веры. Я надеюсь, она приподнимет вас в самые непростые времена и усилится в самые светлые", – говорит об этой постановке Франк Вальдес, на своем опыте убедившийся в силе этой веры.
Сцена из спектакля "Последний рыбак", фото: Zakon.kz
Он окончил Кубинскую народную школу искусств в 2005 году по специальности "профессиональный танцор и хореограф". В 2007 году начал преподавать танцы на Кубе в национальной Академии танца, в составе творческой группы попал в Казахстан и решил не возвращаться на родину. С 2009 года он живет и работает в Алматы, где основал Frank Valdes Dance Studio.
В 2015 году Франк начал карьеру актера в театре Interius под руководством Разии Хасановой и пять лет был частью коллектива. Позже в танцевальной лаборатории Jolda он поставил в качестве режиссера спектакли "Пилигрим" (2021) и "Лейла" (2022) и пару перформансов. В 2023 году стал сооснователем и художественным руководителем Teatro89 вместе с актрисой и креативным продюсером Галиной Кирьян (его бывшей студенткой), у которой более 20 лет творческого и бизнес-опыта в театре. Начинала она в качестве певицы, актрисы и режиссера мюзиклов в единственном англоязычном театре в Казахстане KELT при университете КИМЭП. Этому же театру посвятила 10 лет Татьяна Ким – приглашенный режиссер спектакля Teatro89 "Шаш" с Айсулу Азимбаевой в главной роли. Татьяна больше 11 лет живет в Лос-Анджелесе, где добилась больших успехов в киноискусстве.
Сцена из спектакля "Последний рыбак", на переднем плане Франк Вальдес, фото: Zakon.kz
Днем рождения Teatro89 официально считается 5 августа 2023 года. Основная идея театра – объединение двух театральных школ – пластической и драматической. На объединении, коллаборации строится многое в этом молодом, формирующем свой репертуар, театре.
Сцена из спектакля "Последний рыбак", фото: Zakon.kz
"Последний рыбак" – первый полнометражный спектакль театра, продолжение одноименного перформанса, показанного ранее в рамках премьеры "Совпадение" – дебютного проекта Teatro89. Хореографом-постановщиком и композитором в спектакле выступил выпускник Пермского хореографического училища Тимур Загидуллин. Он танцевал в Самарском Академическом театре оперы и балета, театре "Балет Москва", проектной труппе Context Дианы Вишневой, как хореограф поставил ряд хореографических номеров, исполнявшихся на сцене Пермского театра оперы и балета, Большого театра, КРЦ "ЗИЛ".
В 2023 году поставил свой первый авторский спектакль ContraPunkt на сцене Дворца Республики в Алматы для Samruk Dance Company. Как композитор работал с Boroditsky Dance Company и написал часть музыки для своей работы ContraPunkt. Еще один автор музыки к спектаклю – Михаил Черезов, один из основателей московского квартета "Конус Маха", который исполняет акустический психоделический этно-рок в духе "АукцЫона". На премьере, состоявшейся на сцене театра "Оркен", играли члены коллектива.
Сцена из спектакля "Последний рыбак", фото: Zakon.kz
Надо сказать, что и хореография, и музыка в постановке "Последний рыбак" просто изумительные – в стиле, напоминающем фламенко. Весь час спектакля говорят только тела и музыка. Это мощно, экспрессивно, стильно, завораживающе. Вживую играют на гитаре, каком-то диковинном ударном инструменте и вовсе на ящике. Используются звуки голосов, не вокал в привычном представлении. Все продумано, логично, все вызывает эмоциональный отклик.
В постановке задействованы сам Франк Вальдес, Тимур Загидуллин, профессиональные артисты смешанных жанров, имеющие опыт работы в казахстанских и российских театрах, а также непрофессиональные артисты. Языком тела показан подводный мир – море и рыбы в нем, как сталкивается этот мир с миром людей, как они противостоят друг другу, как каждый борется за свою жизнь. Рыбаки (или это собирательный образ рыбака) ловят свою удачу, закидывают удочки и сети, с досадой наблюдают, как кто-то другой приходит с уловом, борются с большой рыбой и не всегда выходят в этой борьбе победителями. Смотришь, и не знаешь, на чьей ты стороне, потому что искренне сочувствуешь и рыбам, и рыбакам.
Сцена из спектакля "Последний рыбак", фото: Zakon.kz
Опыт танцевального театра необычный, для зрителя, готового ловить каждое движение и звук, готового понимать язык тела и музыки, но во многом именно отсутствие вербальной части дает необыкновенную глубину понимания и долгое "разноцветное" послевкусие от спектакля.
На днях театр показал перформанс "Последний рыбак" на вечере перформансов в Тотальном театре. Полностью спектакль можно будет вновь увидеть в скором времени.