Криминализация побоев, выселение агрессора: депутат рассказал о новых поправках, подготовленных Мажилисом
Соответствующие поправки по поручению главы государства еще в 2023 году инициировали депутаты Мажилиса Парламента и направили для заключения в правительство.
Суть поправок раскрыл Zakon.kz председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента VIII созыва, один из авторов поправок Асхат Аймагамбетов.
– Асхат Канатович, когда законопроект "Об обеспечении прав женщин и безопасности детей" будет принят? Можете озвучить сроки?
– Данный законопроект мы, мажилисмены, начали разрабатывать еще весной 2023 года, то есть сразу после того, как прошли выборы и был сформирован Мажилис 8 созыва. Эта работа велась депутатами по поручению главы государства о пресечении любых форм насилия и создания принципа нулевой терпимости к правонарушениям.
Вы знаете, что в начале года президент говорил о необходимости принятия данного законопроекта в своем интервью газете "Егемен Қазақстан" подчеркнув, что поддерживает нормы, которые есть в нем.
Более того, задача по усилению ответственности за семейно-бытовое насилие поставлена в предвыборной программе президента. И наш законопроект является ее прямой реализацией.
Отдельный приоритет об усилении ответственности за насилие в семье и защите прав женщин есть и у нас, в предвыборной программе партии Amanat.
В целом, у нас было несколько приоритетных законопроектов и, в том числе, проект закона, усиливающий наказание за семейно-бытовое насилие и улучшающий защиту прав женщин и детей. Понятно, что разработка проекта закона – это дело не одного – трех дней или месяца. Требуется время, анализ. Мы здесь, в Мажилисе, провели эту работу, и когда началась новая сессия Парламента, направили его в правительство для получения заключения.
Вместе с тем на уровне правительства несколько затянулась подготовка заключения по данному законопроекту. И вот буквально вчера, 23 января, насколько я знаю, правительство проголосовало за это заключение и в ближайшее время оно поступит в Мажилис.
– То есть правительство поддержало депутатские поправки?
– Да, правительство подавляющее большинство наших поправок поддержало.
– Что включает новый законопроект? Какие ключевые нормы? Известно, что их порядка 40, озвучьте, пожалуйста, основные.
– Их не сорок, а намного больше. Особо отмечу поправки, которые касаются вопросов криминализации побоев и нанесения легкого вреда.
В нашем законопроекте мы акцентируем внимание на том, что все-таки нам надо по санкциям несколько сосредоточиться на штрафах, потому что, когда мы налагаем штраф, это все равно в какой-то степени касается семейного бюджета. Кого мы наказываем в этом случае? Того же самого ребенка, семью, супругу и так далее. Поэтому считаем более правильным, чтобы применялись такие санкции, как исправительные работы, общественные работы или арест, так как они направлены на самого агрессора.
Вторая норма, касающаяся агрессоров, касается проведения коррекции их поведения. Мы законопроектом суду даем компетенцию при рассмотрении дела по "домашним боксерам" обязать их пройти специальную, корригирующую поведение процедуру.
Третья важная норма – это выселение из жилья агрессора. Сейчас как происходит? Жертва, зачастую это женщина, берет детей и идет либо к родным или в кризисный центр, где-то они должны искать кров. А агрессор дальше ведет часто асоциальный образ жизни. Думаю, это не совсем справедливо. Поэтому мы такую норму предложили, и насколько я знаю, она поддерживается правительством.
Но в документе мы также прописываем, что нужно соблюдать права человека, и в этой части предлагаем агрессоров обеспечивать кризисными центрами. То есть не просто его выгнать на улицу, а должны ему тоже создать условия.
– Не сможет ли мужчина при попытке выселения сказать, что это его дом, и не подчиниться требованиям полицейских?
– Если это будет прописано в законе, а закон может ограничивать граждан в правах. Никто ведь не лишает его права собственности, мы лишь говорим, что на определенный период, при такой сложной ситуации в семье, нам важно защитить детей в первую очередь и жертву.
– Нет ли рисков, что на фоне ужесточения эти правонарушения станут еще более скрытыми, латентными?
– Нет, совершенно нет. Тем более что в отличие от прошлых лет сейчас уже приняты и работают ряд норм. Условно, сейчас по действующей норме закона необязательно, чтобы жертва обращалась в полицию с заявлением. Достаточно сообщения от соседей, прохожих и так далее. Но мы в законопроекте пошли еще дальше: мы сюда еще вводим норму о том, что если информация о семейно-бытовом насилии появилась в социальных сетях, онлайн-платформах или СМИ, полиция обязана будет принимать меры индивидуальной профилактики. А раньше нужно было ждать, когда жертва напишет заявление, при этом она зачастую затем шла на примирение с агрессором, забирала свое заявление и так далее. Теперь как только поступил сигнал, точно принимаются меры. Принцип неотвратимости наказания должен работать.
Эта норма также в заключении правительства нашла свое подтверждение и поддерживается.
– Какие еще нововведения сулит проект закона?
– Поправок очень много, мы здесь заходим в несколько кодексов, в том числе в Уголовный, Уголовно-процессуальный, КоАП. Это большой законопроект.
Например, мы предложили Уголовный кодекс дополнить новым составом – "Пропаганда самоубийства", исходя из тех случаев, которые были. Например, "Синий кит" и подобное.
Предлагаем ввести еще один новый состав – "Склонению к совершению самоубийства". Ведь имеющийся состав "Доведение до самоубийства" предполагает больше агрессию, давление, тогда как склонение может быть через уговоры, через неправильное доведение информации, и вот это мы тоже учли.
Еще одна важная норма была в части педофилов по принципу "Закона Меган" в США. Его в Америке приняли, исходя из того, что человек, который совершил изнасилование и убийство одной женщины, выйдя на свободу, в основном, наука это показывает, повторяет эти преступления. Поэтому мы здесь предложили на уровне пока педофилов ввести норму, чтобы они после выхода на свободу были всю свою оставшуюся жизнь под административным надзором полицейских, чтобы было видно их передвижение, чтобы знали, куда они устраиваются на работу, где живут. Но нам говорят, что это нарушение их прав. Но какое же это нарушение прав, если они являются общественно опасными? Ведь и наука, и практика показывают, что они не исправляются. К сожалению, по этой норме у нас пока идет дискуссия.
Но мы настаиваем и будем на уровне рабочих групп настаивать на том, чтобы эти поправки были обязательно поддержаны. Думаю, здесь мы должны принять правильное решение.
Также мы предлагаем поправки в Предпринимательский кодекс о том, чтобы можно было проводить внезапные проверки интернатных организаций закрытого типа, где круглосуточно воспитываются дети, а не как сейчас, когда надо заранее уведомлять о проверке с указанием того, что и как вы будете проверять.
Еще одна важная норма, которая нами была предложена, – по лицензированию медико-социальных учреждений для детей. Это очень важная норма еще и потому, что там есть недееспособные люди. К таким организациям должен быть особый подход и особые требования.
Мы также предложили лицензирование по оздоровительным лагерям для детей, чтобы не было того кошмара, который был летом 2023 года, когда детей размешали и в саунах, и так далее.
– Многие эксперты говорили и говорят о необходимости введения в Казахстане ответственности за харассмент. Включены ли в документ такие нормы?
– Да, в законопроект мы также внесли поправки об ответственности за харассмент и сталкинг – преследование жертвы агрессором. И таких фактов, к сожалению, немало. Но они пока не поддержаны правительством. Но мы будем здесь дальше дискутировать и настаивать на том, что эти вещи должны быть поддержаны.
– Когда проект закона пойдет на обсуждение палаты? Каковы сроки принятия ожидаете?
– Мы ожидаем, что буквально на днях заключение правительства поступит в Мажилис Парламента, и тогда мы официально примем его в работу, проведем презентацию проекта закона и после этого будет создана рабочая группа. Мы постараемся в сжатые сроки принять данный законопроект. Уверен, что этот проект закона будет поддержан палатой.
– Как в целом может измениться ситуация с бытовым насилием в Казахстане в случае его принятия?
– Когда мы криминализируем побои и легкий вред, мы увидим, что в разы, а может, и в десятки раз уменьшится количество побоев и насилия. Но тут надо указать и на важность правильного применения на практике, чтобы соблюдался на местах принцип неотвратимости наказания, чтобы по всем этим фактам принимались меры. Потому что можно разные нормы прописать, но важно, чтобы эти нормы еще и работали.
Близкая ситуация была с ремнями безопасности в авто. Когда все водители поняли, что есть неотвратимость наказания, что за это штрафуют и штрафы серьезные, все начали пристегиваться, и это стало нормой. С тонировками то же самое было – буквально за одну неделю отучили всех. Поэтому отучить можно. Когда будет жесткая норма и когда человек будет понимать, что если он сломает челюсть, его посадят, что это будет уголовно наказуемое деяние, то люди перестанут распускать руки. Это очень сильно будет дисциплинировать. Но, повторюсь, важно, чтобы этот закон работал, и тогда мы постепенно, шаг за шагом, придем к тому, что у нас в стране снизятся такие факты. Несколько пакетов были до этого приняты. Наш законопроект – это логическое продолжение всей этой большой работы государства.