"А можно наличкой?": как реагировать на требования предпринимателей
"Началось в колхозе утро с переклички петухов", написали в Facebook, присовокупив к посту фото вывески, на которой неназванный магазинчик категорично заявляет: "С 1 января 2024 года перевод и карточки не принимаем – только наличными!".
Материал по теме
В комментарии товарищи по несчастью "принесли" фото аналогичных волеизъявлений из разных уголков республики.
Придомовые магазины, "овощники", таксисты и мастера маникюра – все как один восславили бумажные тенге, несмотря на их сомнительную популярность у собственной клиентуры в сравнении с удобными QR и переводами.
В соцсетях граждане, отважившиеся спросить, почему бизнесмены не хотят поработать "в чистую", делились их вариантами ответов.
Среди самых популярных:
- "я весь в кредитах";
- "пусть коррупционеров проверяют, а не простой народ";
- "почему я должен?".
Первые две мысли оставим без комментариев, а вот на третью взглянем с точки зрения Комитета государственных доходов РК.
Проверку мобильных переводов, из-за которой, собственно, весь сыр-бор, ввели ради вывода предпринимательской деятельности "из тени":
"Некоторые предприниматели получают оплату за проданный товар или услуги посредством мобильных переводов. Однако данные переводы производятся без применения контрольно-кассовых аппаратов, POS-терминалов и QR-кодов. Соответственно, не выдаются чеки и ущемляются права потребителей".
Так вот, вернемся к "почему я должен". Потому, что Законом "О платежах и платежных системах" предусмотрены как наличные, так и безналичные. Соответственно, сама по себе кричащая вывеска с запретом известной карты уже нарушает права потребителей.
"За отказ предпринимателей в принятии платежей с использованием платежных карточек предусмотрена административная ответственность. На первый раз – предупреждение, при повторном нарушении – штраф в размере 147 680 тенге (40 МРП)", – подчеркнули в Комитете госдоходов.
Столкнувшись с нежеланием обеспечить выбор способов расплаты, недовольный клиент или покупатель вправе обратиться в органы государственных доходов по месту жительства.
Как ожидают власти, такой подход поможет обеспечить равенство всех налогоплательщиков, в котором никто не сможет усидеть вне зоны видимости.
Вместе с тем некоторые казахстанские юристы считают, что государству следовало начать с прозрачности не бизнеса, а госрасходов – вот тебе и положительный пример "сверху". Другие же, напротив, уверены в корректности введения системы, разве что есть недостатки в области разъяснительной работы.
Например, юрист Александр Каплан уточнил, что при ведении полностью законной с точки зрения налогообложения деятельности предприниматели могут выбрать один из режимов –патент (ставка налога 1%); упрощенная декларация (ставка налога 3%); режим розничного налога (ставка налога 2%-4%).
"Как видно, данные ставки налогов достаточно демократичные и вполне посильны для бизнеса любого размера. Соответственно, если соотнести ставки налогов от законной деятельности и возможные санкции при уклонении от уплаты налогов, выводы напрашиваются сами собой", – сказал он.
Кстати, об упомянутых санкциях. Попытки саботажа могут закончиться штрафом до 20% для субъектов малого бизнеса от начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет. А если речь идет о неуплате в крупном размере, в дело вступает тяжелая артиллерия – с максимальным наказанием до трех лет ограничения или лишения свободы.