Как должны проводиться осмотр, обыск жилого помещения и выемка
Zakon.kz
Правовые основы.
Практически год с небольшим в стране действует новый уголовно-процессуальный кодекс, разработанный можно сказать по самым последним моделям мировой правоприменительной практики. Однако жизнь и правоприменительная деятельность требует внесения своих коррективов в законотворческие процессы, требующие более точного регулирования тех или иных общественных отношений.
Такая необходимость подтолкнула законодателя более точно урегулировать вопросы принудительного вторжения в чужое жилище. В этой связи, принят Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, которым внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, по вопросам совершенствования системы отправления правосудия. Как известно, статьёй 25 Конституции Республики Казахстан определено, что жилище неприкосновенно. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленном законом.
С учётом внесенных изменений на сегодняшний день законодателем чётко определено, что согласно п. 13 ст. 220 УПК РК осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающих в нем совершеннолетних лиц или с санкции следственного судьи. Если проживающие в нем лица являются несовершеннолетними или заведомо страдающими психическими или иными тяжкими заболеваниями или возражают против осмотра, лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о принудительном осмотре, которое должно быть санкционировано следственным судьей. В случае отказа в даче санкции осмотр не производится.
Далее законодатель привел процедуру принудительного осмотра жилого помещения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к принудительным обыску и выемке. Связано это с тем, что такие действия затрагивают конституционные права человека на неприкосновенность жилища и частной собственности. Так, пунктом 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан гарантируется, что никто не может быть лишён своего имущества, иначе как по решению суда.
С учётом дополнений частями 13-1, 13-2, 13-3 и 13-4 статьи 220 и изменений, внесённых в части 1-3 статьи 254 УПК РК, сейчас определено, что при необходимости производства принудительного осмотра жилого помещения, обыска, а также выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о производстве осмотра, обыска и выемки и направляет его прокурору. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость производства этих следственных действий.
В свою очередь прокурор, незамедлительно рассмотрев представленные материалы, направляет их следственному судье либо выносит мотивированное постановление об отказе. Отказ прокурора не препятствует повторному обращению с аналогичным ходатайством.
Рассмотрев ходатайство и представленные материалы, следственный судья выносит постановление о санкционировании либо об отказе в санкционировании осмотра, обыска или выемки.
Отдельной более специальной нормой урегулированы вопросы осмотра жилого помещения, если оно является местом происшествия. К примеру, в случае обнаружения в жилом помещения трупа человека, с признаками насильственной смерти лицо, производящее досудебное расследование обязано незамедлительно прибыть к месту события и произвести осмотр. Это необходимо с целью обнаружения и выявления следов уголовного правонарушения и иных материальных объектов, выяснения обстановки происшествия и установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Теперь с учетом изменений в законодательстве, если жилое помещение является местом происшествия и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению лица, осуществляющего досудебное расследование, но с последующим направлением материалов прокурору в суточный срок.
После этого прокурор, незамедлительно рассмотрев представленные материалы, направляет их следственному судье для проверки законности. В случае, если прокурор установит, что осмотр произведен с нарушениями закона, материалы следственному судье не направляются и выносится мотивированное постановление о его незаконности. Таким образом, теперь законодательно предусмотрена стадия проверки следственным судьёй законности проведенного осмотра, обыска или выемки документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну без санкции судьи.
Следственный судья проверяет законность произведенного осмотра, обыска либо выемки и выносит постановление о его законности или незаконности, которое приобщается к материалам уголовного дела.
Законодателем чётно определено, что в случае, если прокурором либо следственным судьёй принято решение о незаконности произведенного осмотра, обыска либо выемки, его результаты не могут быть допущены в качестве доказательств по делу.
В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что разыскиваемый и (или) подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях либо разыскиваемое лицо может скрыться, обыск и выемка могут быть произведены без санкции следственного судьи в порядке, предусмотренном частью четырнадцатой статьи 220 УПК.
В любом случает теперь заключение следственного судьи о законности произведенного без санкции осмотра в жилом помещении, обыска либо выемки секретных документов необходимо и должно приобщаться к уголовному делу. На практике возникают споры о том, что необходимо ли заключение прокурора и следственного судьи о законности произведенного осмотра жилого помещения, являющегося местом происшествия и его осмотр не терпит отлагательств и имеется согласие на осмотр проживающих в нем совершеннолетних лиц. Иногда в жилище проживают несколько совершеннолетних лиц, одни из которых, к примеру, по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, незаконным хранением оружия или боеприпасов не согласны с проведением осмотра их квартиры. В других случаях по делам, к примеру, об убийствах либо актах терроризма, для производства осмотра жилища, являющегося местом происшествия, не у кого бывает даже испросить согласия.
В этой связи именно для таких случаев законодатель предусмотрел более специальную норму производства осмотра жилого помещения, являющегося местом происшествия, по отношению к общей норме осмотра жилища с согласия совершеннолетних жильцов или санкции следственного судьи. И заключение следственного судьи о законности произведенного осмотра, обыска или выемки специальных документов является необходимым. Это по сути является проверкой законности обеспечения гарантированных конституцией прав граждан на неприкосновенность собственности и жилища.
А. Мулдагалиев, судья специализированного межрайонного
суда по уголовным делам Актюбинской области
Фото azattyq.org
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript