Айгерим Сабралиева: в Казахстане не работают футбольные законы
Руководитель казахстанского футбольного профсоюза Айгерим Сабралиева приняла участие в юридическом конгрессе FIFPro, рассказавшая нам о проблемах, на решение которых может влиять ПРС ФФК.
- Айгерим, расскажите подробней о мероприятии, которое вы посетили.
- Представители футбольных профсоюзов, футбольных ассоциаций, ФИФА, УЕФА, Ассоциации европейских профессиональных футбольных лиг обсудили юридические проблемы, с которыми сталкиваются современные футболисты и клубы. Ключевой момент - насколько эффективно идет внедрение минимальных контрактных требований и работа Палат по разрешению споров, как части механизма работы той или иной федерации. Казахстан рассматривалась как страна, в которой очень много трудовых споров, не решаемых в рамках футбольных законов. На сегодняшний день казахстанская Палата по разрешению споров Казахстана не соответствует стандартам ФИФА. То, какой должна быть палата - определено документами ФИФА. Циркулярами № 1010 ФИФА от 20.12.2005 «Об устройстве национальных палат по разрешению споров» и № 1129 ФИФА 28.12.2007 «Типовой регламент национальной палаты по разрешению споров» (вступил в силу с 01.01.2008 года). Согласно данным документам, ассоциации-члены ФИФА (в том числе ФФК) обязаны разработать и утвердить регламенты и иные правила о деятельности национальных палат, а так же создать эти палаты в соответствии с вышеупомянутыми требованиями ФИФА.
- Какие замечания есть к работе казахстанской Палаты по разрешению споров?
- Наша ПРС в большинстве своем состоит из сотрудников федерации футбол, что не соответствует общепринятым критериям. По правилам ПРС должна состоять наполовину из представителей игроков (футболистов) одобренных FIFPro и наполовину из представителей клубов. А руководить этой организацией должен независимый от федерации человек. То есть не работать ни в ФК, ни в ФФК, ни в профсоюзе и вызывать доверие у всех сторон. Формат ПРС может быть либо 2х2, либо 3х3, либо 5х5. В составе – люди с юридическим образованием, ну и при равенстве голосов по каком-либо спору, голос руководителя является решающим. Мы ждем, что федерация начнет работу и пригласит нас для совместной разработки документов, но не можем дождаться.
- Можно узнать о конкретных проблемах, присутствующих в нашей ПРС, нуждающихся в скорейшем решении?
- В чем состоит работа ПРС? У нас есть множество примеров, когда решения ПРС не применялись клубами к выполнению. Почему это происходит? Потому что ФК, например, оспаривает в гражданском суде тот или иной вопрос со своим игроком, и ПРС приостанавливает свое решение. Это лишь подчеркивает, что футбольные законы у нас не работают, ПРС не настаивает на своей правоте и не лоббирует исполнение своих решений. А вы знаете, что судебные тяжбы могут длиться очень долго, и ПРС приостанавливает свои же решения, как например, в вопросе с тренерами «Жетысу».
Или, к примеру, есть решение Апелляционного комитета по одному агенту. В соответствии с Регламентом ФФК, если решение АК не выполняется, то к клубу, отказывающемуся его выполнять, применяются санкции. Пока у ФФК нет воли, и точной самоидентификации ее структур в вопросах, где требуется уважение всеми участниками процессов, за которые она отвечает, к ее решениям. Широко известен пример из России, приводимый на последних юридических семинарах. Когда «Волга» из Нижнего Новгорода обратилась по одному спору со своим футболистом в гражданский суд, то в клуб пришла официальная бумага из Российского футбольного союза с требованием отозвать заявление из суда. В противном случае ФК «Волга» ждало снятие с чемпионата страны. Вот как должна действовать ПРС, действуя в соответствии с регламентом в собственной епархии. И нам бы хотелось, чтобы в случаях неисполнения решений ПРС ФФК, наша федерация действовала бы так же жестко и настойчиво, не самоустраняясь, и не выступая в роли стороннего наблюдателя. То есть ФФК, не нарушая конституционных прав отдельных граждан, должна стать своеобразным государством в государстве, четко придерживаясь собственных законов и положений, то есть регламента. Специфика нашего футбола в том, что он зависит от государственных денег, и в акимате трудно объяснить, что есть ПРС, решение которой необходимо исполнять. На это у них аргумент один: ФФК – общественная организация и не может принимать решения о штрафах или выплатах. Но эта практика общепринята, и мы должны также, как и во всем мире защищать права игроков и тренеров в соответствии с регламентом, который, к сожалению, у нас не работает. В таком случае можно поставить под сомнение, допустим, решения ФИФА, ведь это такая же общественная организация, но ни у кого и в мыслях нет обжаловать ее выводы по тем или иным спорным моментом.
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Директор юридического департамента ФФК председатель Палаты по разрешению споров Газинур Алимов: - Хотелось бы узнать от официальных органов, то есть соответствующих департаментов ФИФА и УЕФА суть их претензий по поводу работы. Мы руководствуемся Конституцией, гарантирующей право каждого гражданина обращение в суд, и есть положение, обязывающее любую организацию приостановить свое требование во время судебного процесса, чем мы и руководствуемся. Что касается организации работы ПРС, то сейчас мы занимаемся проработкой и анализом положения на основе спущенных циркуляров и также стремимся к тому, чтобы привести структуру нашей ПРС в порядок, как того требует ФИФА. Хочу напомнить, что в Европе такая деятельность ведется давно, а мы пока только на стадии становления, но со временем приведем все в норму. И спешу вас успокоить, в ближайшее время результат вы можете увидеть. И над вопросом с привлечением представителей футбольных профсоюзов мы уже задумывались. Согласно типовому положению ФИФА, будем пересматривать состав Палаты и прислушиваться к пожеланиям футбольной общественности, учитывать мнение Исполкома, Совета Лиги. Также мы ждали создания профсоюза и теперь начнем совместную деятельность.
Талгат Садыков, Алматы