Алексей Ни: Пора турнир Храпатого сделать не только международным, но и лицензионным
- Республиканский турнир имени Анатолия Храпатого прошел в Караганде на уровне чемпионата мира и Азии, - говорит Алексей Геннадьевич в интервью sport.zakon.kz. – Организация, встреча в аэропорту, культурная программа, размещение – все было идеально. Плюс ко всему, спортсмены выходили именно на тот помост, на котором еще в прошлом году бились участники мирового первенства в Алматы. К тому же, пора турнир Храпатого сделать не только международным, но и лицензионным. Во-первых, Толик оставил огромный след в истории мировой штанги. Он – настоящая легенда! Во-вторых, президент нашей федерации Жанат Тусупбеков вошел в состав исполкома IWF (Международная федерация тяжелой атлетики), а там должны поддержать данную инициативу. Ведь есть в России «Кубок Путина», получивший статус квалификационных соревнований к XXXI летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро. Почему бы и нам не сделать то же самое? Есть Храпатый, есть такой же феноменальный наследник Ильин. Оба знамениты на всю планету, в Казахстан станут приезжать многие сильные спортсмены.
- Вы очень долго работали с Анатолием Михайловичем, поэтому как никто другой можете рассказать о его феномене?
- Очень редко, когда спортсмены на самих соревнованиях поднимают больше, чем на тренировках, поскольку все будущие мировые рекорды сначала спокойно отрабатываются в зале. Так вот Толик меня этим всегда удивлял. Ради победы справлялся просто с какими-то нереальными килограммами. Я даже боялся за него в те моменты – вдруг «сломается» сейчас (улыбается). Такой же и Ильин.
- Кто на турнире Храпатого из молодых ребят проявил себя лучше всех?
- Очень понравился Рустем Сыбай из Кызылорды. Талантливый мальчик, 93-го года. На юношеской Олимпиаде в Сингапуре (2010) взял бронзу, после чего травмировался. Не тренировался, бросал, потом снова начал. Поднял хорошие килограммы в Караганде, стал чемпионом в 105 кг, хотя его официальный вес – 94 кг. У парня есть будущее. Запомните его. В ближайшее время Рустем раскроется. Просто у нас эта категория 94 кг очень насыщенная – Седов, Кыдырбаев, Утешов. Теперь еще есть Сыбай. Еще немного поднатаскается и уже начнет с ними биться за одну путевку из двух на Олимпийские игры. Если не в нынешнем году, то точно в следующем. У мальчика огромная мотивация, а также живой пример земляка Ильина и того же Кыдырбаева. До прошлогоднего чемпионата мира Жасулан был никем, а тут взял и вырвал золото у Седова.
- Пошла ли карагандинская публика на этот престижный старт?
- Конечно. Ведь последний раз соревнования по тяжелой атлетике проходили в Караганде в далеком 1992-м году. И это притом, что у города столько традиций, где, действительно, любят штангу. Поэтому пришло очень много людей: болельщиков, бывших спортсменов. Плюс ко всему, Республиканской федерацией и областной была проведена отличная пиар-кампания. Радует, безусловно, и то, что расширяется география турнира. Сам-то Толик родом из Акмолинской области. Следовательно, этот старт надо всячески поддерживать. Храпатого не должны забывать, так как поколение молодых спортсменов, не говоря уже о болельщиках, его попросту не помнит. А он чего только не добился при всей сумасшедшей конкуренции в Советском Союзе! Просто фантастические достижения у Толика! Такие великие атлеты рождаются раз в сто лет!
- Все ли в порядке в Караганде с инфраструктурой?
- К сожалению, при всех плюсах есть и серьезные минусы. В городе нет нормального зала. Для тренировок подойдет даже какой-нибудь полуподвал. Купите штанги, и они вам еще лет двадцать прослужат. А дети обязательно пойдут заниматься. Ведь есть местные тренеры, которые просто были вынуждены в свое время уйти в другую сферу - бизнес, охранные структуры, пауэрлифтинг, бодибилдинг. У каждого семья, жена, дети. Если их позвать обратно, предложить достойные условия – они с радостью вернутся. Это их любимое дело, его они знают, как свои пять пальцев. К тому же, тяжелая атлетика – олимпийский вид спорта. Он оплачивается государством, а не на хозрасчете.
Тимур БАЙКЕТАЕВ