Даулет Богуспаев: Медалей у нас на Универсиаде-2017 не будет
Zakon.kz
Главный тренер сборной Казахстана по горным лыжам о проблемах, медальных шансах на грядущей домашней Универсиаде.
Главный тренер сборной Казахстана по горным лыжам в эксклюзивном интервью корреспонденту ProsportKz.kz подвел итоги сезона, рассказал о многих проблемах, медальных шансах на грядущей домашней Универсиаде, также дал прогноз по лицензиям на Олимпиаду-2018.
- Даулет Касымович, как на ваш взгляд прошел чемпионат Казахстана?
- В этом году чемпионат по плану в принципе прошел. Он был запланирован у нас в календаре. Но возник, конечно, вопрос с проведением. Были сложности с «Шымбулаком», так как здесь требуются деньги. Поэтому еще дополнительно образовался тендер на проведение соревнований, в котором тоже нужно своевременно участвовать. Но, в общем-то, получилось так, что все эти преграды прошли. Первые два дня хорошо провели. И только в заключительный нас сбила погода. А так все остальное было неплохо.
- Это был последний старт сезона?
- Да заключительный. Наши ведущие спортсмены могли поучаствовать еще на FIS-стартах, но финансирования нет.
- В целом как оцениваете прошедший сезон?
- Этот сезон был достаточно насыщен. Даже при таком скудном финансировании, которое у нас было, мы все-таки поучаствовали в различных турнирах. Мартин Хубер был у нас на Кубке мира. Трое ездили на Кубок Европы и на международные FIS-старты. Большинство наших спортсменов впервые соревновались в России.
- Перед началом сезона, какую задачу ставили для сборной?
- В этом сезоне не было ни Олимпиады, ни чемпионата мира. Поэтому мы его использовали для того, чтобы закрепить свои очки и повысить рейтинг. Вот такая у нас была задача.
- Удалось?
- Удалось не всем, но в принципе, можно выделить Мартина Хубер, который полностью подтвердил свои очки, подтянулся Игорь Закурдаев и самое главное прибавили наши молодые - Мария Григорова и Сергей Данов.
- Что касается Григоровой, Данова и других. Они недавно участвовали на юниорском чемпионате мира в Сочи, как можете прокомментировать те результаты, которые они там показали?
- Это практически реальные их места, реальные результаты. Чемпионат мира среди юниоров - это очень серьезные соревнования. Туда приезжает молодежь очень сильная. Наши настолько просто не готовы. Выступили в свою силу. Конечно, можно было ожидать результаты и получше, но они впервые стартовали на подобном чемпионате.
- Как вы думаете, может еще погода внесла свою лепту?
- Это конечно спорный вопрос. Она же для всех одинаковая. Тем не менее в последних номерах стартовали, там была уже слякоть, что тоже сыграла огромную роль.
- Екатерина Карпова участвовала еще на Юношеских Олимпийских играх в Лиллехаммере, как можете оценить ее выступление там?
- Там она участвовала тоже впервые. Катя, в общем-то, и на международных соревнованиях только начинает стартовать. Она не настолько готова, чего требует та обстановка. Соперницы выступают очень много. Ей, конечно, было сложно. Но Катя проехала по мере своих возможностей. Мы считаем, что у нее там не успешное выступление, но, во всяком случае, неплохое. Будем говорить так.
- Были и победы и призовые места у нас в этом году на соревнованиях в России...
- Да, это было у Закурдаева.
- То есть он на уровне россиян выступает?
- Да, конечно. Я думаю, он может и лучше ехать. Просто в этом году у него немножко плохо со здоровьем стало. И мало мы тренировались, катались.
- С чем это было связано?
- С отсутствием финансирования, конечно.
- И тем не менее вы смогли съездить в Чили...
- Смогли, но Чили - обязательная программа (смеется). Потому что летом негде кататься. А без таких сборов даже не надо никуда больше выходить. Это просто непременное условие, поэтому мы съездили.
- А нам в Казахстане по-прежнему тренироваться негде?
- По-прежнему негде. Летом точно.
- Да и в осенне-весенний период тоже...
- Да у нас нет ледников. Но дело в том, что у всех почти нет. Только у европейцев, да чилийцев есть. И по ходу сезона «Шымбулак» для нас практически недоступен. Только по договоренности.
- В Восточном Казахстане тоже нет баз?
- В Восточном Казахстане нет таких трасс и баз. Детям тренироваться можно, а для взрослых, которые выступают на FIS-стартах, условий просто нет.
- Еще и Алматинскую базу ЦСКА вроде как все-таки закроют...
- С базой ЦСКА очень сложно. Дело в том, что она внизу, там нужно делать искусственный снег. Естественного покрова там мало. Поэтому нужна определенная температура. А в Алматы тепло. Там и детям теперь невозможно тренироваться, потому что снега нет. Она закрыта официально, потому что условий там нет. Канатная дорога в аварийном состоянии. Ее нельзя вообще использовать.
- То есть получается, что в ближайшее время ее отреставрировать не удастся?
- Нет, ее нужно только менять на новый кресельный подъемник.
- База так и будет простаивать, и нет возможности ее реанимировать?
- Эту базу никто не может взять на баланс. Она висит у ЦСКА, а армейцы этот вид спорта развивать не могут. Вы же понимаете, зачем им это нужно.
- Насколько нам известно, ее выставили на продажу, но покупателей нет...
- Конечно, нет. База древняя. Абсолютно не привлекательный объект. Плюс тепло и нужно для искусственного снега минусовая температура. Ночью, допустим, настреляли его, а утром все растает. Никакой продуктивности. Он даже держаться не будет.
- Из-за изменения климата мы теряем базы?
- Может быть. Но она, конечно, не подходит, потому что находится в черте города. Высота нужна хотя бы уровня «Шымбулака». А он дорогой и сложно же сюда везти детей. Выход есть, на «Шымбулаке» создали детский клуб, но он платный.
- В этом году «Серебряный Эдельвейс» был отменен по финансовым причинам?
- Конечно, только по финансовым причинам в первую очередь. Во-вторых, неготовая трасса. В прошлом году мы турнир провели, как тестовые соревнования перед Универсиадой. Старт был великолепнейший.
- Из-за сложившейся ситуации, в каком состоянии мы подойдем к домашней Универсиаде-2017?
- В тяжелом состоянии.
- Иными словами даже на медали не сможем рассчитывать?
- Скорее всего, нет. Если бы конечно создали нам условия, хотя бы с октября-ноября на «Шымбулаке». Мы бы могли пропустить FIS-старты, и здесь тренировать команду именно под Универсиаду.
- Кто сейчас попадает в студенческую категорию?
- Есть команда, которая будет стартовать на Универсиаде. Мужская ее часть сравнительно хорошая.
- Это те же самые люди, которые на FIS-стартах выступают?
- Туда входят Костров, Калюжнов, Борзенков, Данов. У девушек Карпова, Григорова возможно Анташкевич.
- В принципе у нас есть и мужская и женская команды. Есть и лидеры...
- Да, они и проходят по рейтингу и FIS-баллам на Универсиаду.
- На студенческих играх, какие возрастные ограничения?
- Право участвовать имеют спортсмены до 27 лет. Нижняя планка с 16-18 лет, в зависимости от начала учебы. Лыжники обязательно должны быть студентами. Но вы знаете у нас молодой спорт. Могут школьники старших классов стартовать. Возможно, их допустят.
- Документы с места учебы не обязательно предоставлять?
- Документы конечно нужны, но идут на такие дела. Мы не будем использовать школьников, у нас натуральные студенты.
- На ваш взгляд, какова перспектива горнолыжного спорта в Казахстане?
- Перспективы нет, наверное. Потому что в первую очередь нужна нам база, своя специализированная школа, которая готовила бы горнолыжников. В Алматы ее нет. Даже не существовало никогда. Поэтому здесь я перспективы не вижу. В Восточном Казахстане молодежь, дети есть. Но дальше выхода нет. Тренировать высшее спортивное мастерство негде.
- Выходят из юниоров и теряются?
- Теряются, потому что нужно идти в институт, кому-то на работу. Собрать их всех, пока такой возможности нет.
- А тренерский штаб есть?
- Тренерский штаб тоже конечно маловат. Будем говорить так.
- Своих кадров нет, надо приглашать из-за границы?
- Это вряд ли, кто-то к нам поедет. Надо свои кадры выращивать. В Восточном Казахстане есть у нас порядка десяти человек. В Алматы около восьми, которые детей на лыжи ставят. Далее их берут тренеры другого уровня. Но таких у нас тоже мало.
- У нас в сборной есть личные тренеры?
- Их подключают на какие-то старты. А так они со спортсменами не ездят.
- А в плане обслуги: массажисты, сервисмены?
- Массажистов у нас нет. Сервисмен в основной команде присутствует. Пока на полставки. Один на всех.
- Справляется?
- Да, другого выхода нет. Нам навстречу пошли. Последние несколько лет, он в команде. До этого не было. Здесь вопрос еще такой, что для лыжного сервиса нужен спортсмен высокого класса. У нас параметр такой, если имеешь 50 очков FIS, то тогда можно просить сервисмена. Для детей то его никто не даст. Им тренеры готовят лыжи. А сервисмены у нас в команде появились только после того как стали чемпионами Азиатских игр и попали на Олимпийские игры.
- На Олимпийские игры в Корею мы в состоянии отобраться?
- Конечно, можем. В последний раз в Сочи у нас было три мужских лицензии. Женщины не поехали. По моему мнению, в Корее будет две-три мужских лицензии и одна женская. Возможно у Григоровой или Карповой. Вполне допускаю, что они обе завоюют, но это сложнее. Дело в том, что лицензию заработать надо в скоростных видах. В технических практически невозможно.
- Мы технические практические и не тренируем...
- Нет возможности. Девочки и скоростные виды не ездили. Только начинаем тренировать. Поэтому, зная реальные возможности, лицензии может и не быть. А у мальчиков, конечно, будут твердо две путевки. Третью могут принести Данов, Калюжнов, Борзенков, если хорошо будут тренироваться. Те, кто точно принесут лицензии - это Хубер и Закурдаев.
- У нас еще был Дмитрий Кошкин. Он как себя чувствует?
- Он получил серьезную травму в прошлом году. Восстановился, сейчас уже катается. Готовиться к следующему сезону.
- А Тарас Пименов завершил карьеру?
- Да. Он играющий тренер. Иногда для себя выступает. Пример показывает молодым лыжникам.
Фото ProsportKz.kz
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript