Проблемы метода регулирования семейно-брачных отношений
Метод семейного права — это совокупность способов, средств, приемов регулирования отношений, входящих в предмет семейного права. При помощи соответствующих способов воздействия на семейные отношения семейное право подчиняет их определенным правилам с целью укрепления семьи и обеспечивает реализацию всеми членами семьи своих прав и интересов, а также исполнение ими своих обязанностей[1]. Доцент кафедры трудового права и гражданского процесса КазНУ им. аль-Фараби, к.ю.н. Б.А. Джандарбек считает, что помимо предмета регулирования семейного права, ему присущ и собственный метод регулирования семейных отношений.
Проблемы метода регулирования
семейно-брачных отношений
Метод семейного права — это совокупность способов, средств, приемов регулирования отношений, входящих в предмет семейного права. При помощи соответствующих способов воздействия на семейные отношения семейное право подчиняет их определенным правилам с целью укрепления семьи и обеспечивает реализацию всеми членами семьи своих прав и интересов, а также исполнение ими своих обязанностей[1]. Доцент кафедры трудового права и гражданского процесса КазНУ им. аль-Фараби, к.ю.н. Б.А. Джандарбек считает, что помимо предмета регулирования семейного права, ему присущ и собственный метод регулирования семейных отношений.
Данное определение наталкивает на мысль о тесной взаимосвязи метода и принципов семейно-правового регулирования. Метод семейного права нельзя рассматривать лишь как совокупность разрешающих и запрещающих норм, диспозитивных и императивных норм и т.д. Эти аспекты семейно-правового регулирования более уместны на уровне выявления способов семейно-правового воздействия. Однако от них следует в определенной степени абстрагироваться, для того чтобы видеть «узор» семейно-правового регулирования «с высоты полета».
В то же время мы не отрицаем значимость элементарных приемов юридической техники. Воздействие на те или иные локальные отношения всегда будет обусловлено применением конкретных способов регламентации. Например, естественно воздействие на алиментные правоотношения с помощью преимущественно императивных норм. Признание брака недействительным базируется на запретах в семейном праве и т.д. В этом аспекте сразу можно увидеть отличие семейного права от гражданского права.
В гражданском праве, в большей степени, достаточно общих деклараций, например, о недопустимости злоупотребления правом. В семейном праве помимо них в значительной мере существует потребность в локальных запретах, например, в сфере реализации имущественых прав детей. Соотношение воздействия норм гражданского права и семейного права в этой связи можно оценить как взаимоотношение общих и специальных норм. Семейное право в значительной мере способствует реализации личностного и имущественного статуса гражданина (физического лица) в конкретной области - в семье и выполняет специфическую роль правового согласования личных неимущественных и имущественных интересов всех членов семьи. Причем, семья, в современном праве, несмотря на признание ее общественного значения, рассматривается в большей степени как частное образование, отстраненное от незаконного воздействия на нее и вмешательства в ее дела (статья 2 ЗОБС РК)[2].
В теории семейного права отсутствует единый подход к определению сущности метода семейно-правового регулирования. По данному вопросу высказывались различные точки зрения, причем дискуссия продолжается и в настоящее время. Так, например, Яковлев В. Ф. указывал, что «метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний — императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие. Вследствие этого семейно-правовой метод может быть обозначен как дозволительно-императивный»[3]. Такой подход был больше характерен для права советского периода. В нем уделялось больше внимания элементарному регулированию правоотношений с одновременными идеологическими декларациями, в достаточной степени абстрагированными от реальных нужд и потребностей семьи. Исключение составляет блок норм социальной направленности (связанных с выплатой пособий на детей, регламентации условий труда беременных и кормящих матерей в советском праве социального обеспечения и трудовом праве). Пожалуй, это единственное направление пример, которого можно признать удовлетворительным и можно следовать ему, развивая это направление дальше.
Дозволительность семейно-правового регулирования заключается в том, что семейное право наделяет граждан правовыми средствами удовлетворения их потребностей и интересов в сфере семейных отношений. К таким правовым средствам относятся: семейная правоспособность граждан и конкретные субъективные права супругов, родителей, детей и других членов семьи. Однако семейное право состоит не только из управомочивающих норм. В семейном праве есть и обязывающие нормы, и запрещающие нормы. Но обязанности субъектов семейных правоотношений не являются самоцелью, они производны от субъективных прав, им корреспондируют и обеспечивают существо. В то же время в семейном праве значительное число императивных норм. Это логично, ведь законодательство отказывается от вмешательства в дела семьи. Поэтому, правовая регламентация происходит лишь только по самым важным аспектам семейных правоотношений, там, где это нельзя оставить на усмотрение самих членов семьи и доверять реализации только морально-этических норм. Именно императивные нормы семейного права образуют его костяк и позволяют обеспечивать права и интересы участников семейных отношений.
Поэтому, в отличие от гражданского права, где велико значение диспозитивных норм, в семейном праве число императивных норм превышает число диспозитивных норм.
В семейном праве в большинстве случаев не допускается установление прав и обязанностей соглашением сторон, они возникают из особых юридических фактов, например, брака, имеющего административно-правовую природу, установлении прав и обязанностей родителей и детей посредством акта публичного права и др. Поэтому и сопутствующие обстоятельства регламентируются жестко. Речь идет о нормах, определяющих условия вступления в брак, основания, порядок и правовые последствия признания брака недействительным, права и обязанности родителей и др. Необходимость этого базируется на обычной логике и объективно обусловленной потребности общества. Иной подход привел бы к хаосу.
В то же время семейное право не перестает быть отраслью частного права, способствующей реализации частных-индивидуальных и общих интересов членов семьи. Поэтому осуществления прав и исполнения обязанностей члены семье вправе определять по своему усмотрению единолично, либо, на основе внутрисемейных соглашений имеющих либо не имеющих формальное (обязывающее) значение.
Кроме того, конкретизированное регулирование в семейном праве достигается с помощью так называемых «ситуационных норм», которые наделяют возможностью выбора правовых решений с учетом конкретных обстоятельств не самих участников семейных отношений, а правоприменительные органы (суд, орган опеки и попечительства). Например, суд может с учетом конкретных обстоятельств дела определить размер алиментов на других членов семьи (дед, бабушка, внуки, родные братья и сестры); нуждаемость супруга (бывшего супруга); наличие средств у супруга (бывшего супруга) для уплаты алиментов на содержание другого супруга (бывшего супруга) и т. д.[4]
В современный период возрастает значение диспозитивных норм в семейном праве. Это также обусловлено потребностями реальной жизни. В то же время нельзя игнорировать сказанное выше. Антокольская М.В. отмечает, что в Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ) везде, где это только допустимо, регулирование семейных отношений осуществляется диспозитивными нормами, предоставляющими участникам семейных отношений возможность самим определять содержание своих правоотношений с помощью брачного договора, алиментных и иных соглашений.
Однако наряду с диспозитивными нормами в семейном законодательстве присутствует и определенное количество императивных норм, которые нельзя нарушать при заключении соглашений. Указанный автор придерживается мнения, что в связи с увеличением числа диспозитивных норм в семейном законодательстве «императивно-дозволительный» метод регулирования семейных отношений уступил место диспозитивному. Кроме того, с усилением диспозитивного начала в семейном праве возрастает значение и ситуационных норм, позволяющих осуществлять конкретизированное регулирование. Причем круг субъектов, управомоченных осуществлять конкретизацию, СК РФ существенно расширен (это не только правоприменительные органы, но и сами участники семейных отношений). Поэтому, метод семейного права может быть охарактеризован в целом как диспозитивный и ситуационный с сохранением значительного императивного начала [5].
Мы отчасти согласны с указанной точкой зрения. Следует учесть, что по большому счету в семейном праве многое зависит от усмотрения людей, создающих семью и условия их совместного проживания также будут зависеть от этого. Например, никак нельзя отрегулировать (за исключением брачного контракта или алиментного соглашения) сколько средств будет выделять супруг (родитель), на содержание соответственно другого супруга (родителя). Одни «купаются в роскоши», другие «еле сводят концы с концами». Если нет оснований для признания неправомерного поведения кого-либо из членов семьи, обязанного содержать других членов семьи, то будет действовать принцип недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи, о котором упоминалось выше. В то же время нельзя говорить о преобладании диспозитивных норм в семейном праве. Удельный вес договорных и иных, основанных на свободном волеизъявлении субъектов отношений в семейном праве неизмеримо мал по сравнению с правоотношениями, в которых права и обязанности субъектов закреплены жестко, посредством императивных норм.
Одновременно мы лишь отчасти согласны с точной зрения Л.М. Пчелинцевой, согласно которой увеличение числа диспозитивных норм в семейном законодательстве привело лишь к расширению применения[6] дозволительного метода (как правило, в отношениях между членами семьи). Здесь происходит смешение различных оснований классификации правовых норм. Когда речь идет о дозволительных нормах, то, скорее всего, речь идет о делении правовых норм по форме их изложения. По этому критерию они подразделяются на управомочивающие и обязывающие[7]. Термин «дозволительный», на наш взгляд, очень тесно связан с термином «управомочивающий».
В этой связи, нам представляется не совсем обоснованной и мнение В.Ф. Яковлева о том, что «метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний - императивным»[8]. Скорее всего наоборот, метод семейного права по содержанию воздействия является более императивным, а по форме их изложения они чаще являются дозволительными (управомочивающими). Одновременно, существуют и обязывающие, императивные нормы. Третье сочетание это диспозитивные, управомочивающие нормы. Но, ведь, могут быть и диспозитивные, обязывающие нормы. Например, обусловив размер содержания детей на основе алиментных соглашений стороны будут обязаны соблюдать условие соглашения об уплате алиментов на этот счет. Однако, дизпозитивное (содержательное) наполнение, в рамках очерченных нормами семейного права, не утратит своего значения.
К императивным предписаниям в семейном праве относятся нормы, воздействующие на неимущественные отношения и отчасти на имущественные отношения, возникающие в связи со вступлением в брак. Также императивно нормы семейного права воздействуют на ситуации с прекращением брака и признанием его недействительным.
С учетом сказанного выше, можно констатировать, что метод семейного права обладает достаточно богатой гаммой правовых возможностей.
В целом способы правового воздействия на семейные отношения дают возможность надлежащим образом их урегулировать и решить все задачи, стоящие перед семейным правом (законодательством). Семейное право основано на разрешении двух основных внешне частично противоречащих друг другу задач. К первой относится максимальное (взвешенное) ограждение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Ко второй относится обеспечение (при необходимости с использованием публично-правовых инструментов) прав и интересов всех членов семьи, их защиту. Нельзя полностью согласиться с точкой зрения Л.М. Пчелинцевой, которая пишет об исключении произвольного вмешательства кого-либо, в том числе и государства, в дела семьи[9].
Степень обоснованного вмешательства государства в дела семьи существенно разнится по различным группам имущественных и личных неимущественных отношений, о чем мы будем говорить позже, рассматривая отдельные виды личных неимущественных правоотношений. В то же время, подходы частного права в котором реализация прав чаще всего связана с волей самого правообладателя сохраняют свое значение и в области семейного права (ст. 6 ЗОБС РК). Исключение составляет лишь защита прав несовершеннолетних (беспомощных) и недееспособных членов семьи (п.п. 6 п. 2 ст. 2 ЗОБС РК)[10]. Например, иск в защиту интересов недееспособного гражданина может быть заявлен прокурором, независимо от просьбы заинтересованного лица (ч. 3 статьи 55 ГПК РК)[11].
Резюме
В этой статье автор дает анализ основным методам семейного права в системе права и делает вывод о том, что способы правового воздействия на семейные отношения дают возможность надлежащим образом их урегулировать и решить все задачи, стоящие перед семейным правом.
Резюме
Автор бұл мақалада от-басы құқығының негізгі әдістеріне сараптама жасайды және отбасылық қатынастарға құқықтық әдістердің әсер етуі оларды дұрыс реттеуге, отбасы құқығының алдындағы барлық мәселелерді шешуге мүмкіндік туғызады.
Summary
In this article author gives the analyze by the basic method of family right in the system of law, and makes the conclusion that ways of right influence upon family relation , give the chance by suitable type to regulate and decide all the tasks of meeting before family law.
Список использованных источников:
1. Гражданский-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года//Законодательство: правовой справочник [Электронный ресурс]. Алматы: Юрист, 2007. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
2. Закон Республики Казахстан «О браке и семье» от 17 января 1998 года// Законодательство: правовой справочник [Электронный ресурс]. Алматы: Юрист, 2007. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
3. Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева В.А. М., 1982
4. Советское семейное право / Под ред. Рясенцева В. А., М.: Изд-во Юрид. лит., 1971. - 293с.
5. Антокольская М. В. Семейное право. М., 1996.
6. Пчелинцева Л.М.Семейное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1999. - 672с.
7. Правоведение: Учебник для высших учебных заведений/Под ред. М.И. Абдуллаева.- М.: Магистр-Пресс, 2004. - 560с.
[1] Пчелинцева Л.М.Семейное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1999. - 672с.
[2] Закон Республики Казахстан О браке и семье от 17 января 1998 года// Законодательство: правовой справочник [Электронный ресурс]. Алматы: Юрист, 2007. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[3] Советское семейное право / Под ред. Рясенцева В. А., М.: Изд-во Юрид. лит., 1971. - 293с.
[4] Советское семейное право / Под ред. Рясенцева В. А., М.: Изд-во Юрид. лит., 1971. - 293с.
[5] Антокольская М. В. Семейное право. М., 1996.
[6] Пчелинцева Л.М.Семейное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1999. - 672с.
[7] Правоведение: Учебник для высших учебных заведений/Под ред. М.И. Абдуллаева.- М.: Магистр-Пресс, 2004. - 560с.
[8] Советское семейное право/ Под ред. В.А. Рясенцева В.А. М., 1982
[9] Пчелинцева Л.М.Семейное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1999. - 672с.
[10] Закон Республики Казахстан «О браке и семье» от 17 января 1998 года// Законодательство: правовой справочник [Электронный ресурс]. Алматы: Юрист, 2007. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[11] Гражданский-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года//Законодательство: правовой справочник [Электронный ресурс]. Алматы: Юрист, 2007. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).