Гостренер Галина Ванина: На Паралимпийские Игры наши чиновники не больно уж хотят ездить
Zakon.kz
Отношение к паралимпийским спортсменам – это лицо государства, показатель отношения общества к людям с ограниченными возможностями.
Почему на паралимпийскую Олимпиаду в Сочи не едут высокопоставленные чиновники и известные люди? Почему паралимпийским победителям не дарят квартиры, не балуют их вниманием? Почему для паралимпийцев у нас нет крупных учебно-тренировочных центров, почему их не пускают бесплатно на большие спортивные площадки? Обо всем этом – в интервью вице-президента Национального паралимпийского комитета РК, государственного тренера по работе с инвалидами, руководителя казахстанской делегации паралимпийцев в Сочи 2014 Галины Ваниной.
- Галина Владимировна, с каким настроением едут наши паралимпийцы на Олимпиаду в Сочи?
- С хорошим настроением едут, они настроены на борьбу, на победу, чтобы защитить честь Казахстана, они не туристы, они будут бороться.
- Вы рассчитываете на призовые позиции?
- О призовых позициях мы сейчас говорить не можем, потому что наша команда никогда не выступала в таком составе, ведь они в этот раз впервые завоевали пять олимпийских лицензий, в том числе по биатлону, а в биатлоне наших вообще никогда не было. Поэтому они сейчас проходят, можно сказать, курс молодого бойца, поедут, посмотрят, поучатся, а поучиться есть у кого. Поймите, это спорт, а спорт не всегда предсказуем. Вы бы видели, что творилось на шорт-треке на прошедшей недавно Олимпиаде, когда спортсмены выступали, вы бы видели, что творилось на лыжных гонках, даже фавориты вылетали с трассы и так далее, поэтому будем надеяться на лучшее.
- С чем связано то, что в этом году казахстанские паралимпийцы завоевали аж пять лицензий?
- В первую очередь с хорошим финансированием, с поддержкой государства, поддержкой «Самрук Казына» и других спонсоров, которые обеспечили нас всем необходимым, в том числе учебно-тренировочными сборами и мы в этом году впервые приняли участие во всех трех этапах Кубка мира. Кроме того, наши спортсмены достаточно оснащены экипировкой, инвентарем, медикаментами, нам предоставили хороших врачей, массажистов.
- Кто они, наши спортсмены-паралимпийцы?
- Скажу сразу, что у каждого из них очень тяжелая судьба. Александр Колядин (Костанай, лыжные гонки) из сельской местности, живет под Костанаем. Он практически жил только на одну стипендию, временами подрабатывал, но спорт не бросал, всегда занимался лыжными гонками, хотя у него нет одной ноги. Первый раз на чемпионате Казахстана он выступил в 2012 году и показал очень хорошие результаты, и вскоре попал в сборную страны.
Жаныл Балтабаева (Алматы, лыжные гонки), инвалид с детства. У нее одна нога ампутирована выше колена и имеются проблемы с руками. Ее воспитала приемная мать, она окончила училище, занималась гонками на колясках. Мы ее заметили на четвертой спартакиаде в Таразе в мае этого года и пригласили в команду.
Ерлан Омаров (Талдыкорган, лыжные гонки), выступал на всех чемпионатах Казахстана и занимал призовые места, но в Олимпиаде участвует впервые. Это очень надежный человек, у него тоже проблема с ногой.
Кайрат Канафин (Петропавловск, лыжные гонки + биатлон) получил на работе глазную травму, что привело к потере зрения. Проживая в селе, но снимал квартиру в городе Петропавловске, чтобы тренироваться у хорошего тренера. Съемное жилье оплачивал со своей пенсии. Это целеустремленный, никогда не жалующийся человек, у таких парней нужно учиться тому, как жить, как учиться, как планировать свое время, как не ныть и концентрироваться на очень важном в жизни.
Елена Мазуренко (Петропавловск, лыжные гонки) воспитывалась в детском доме, сейчас работает в техперсонале в школе. Она была обижена на судьбу, рассказывала, что к ней относились не очень, но она всем доказала, что она может и что она не плохой спортсмен.
- На олимпийские игры обычно кто только старается не попасть, едут высокие госчиновники, известные личности и так далее, чтобы поддержать наших спортсменов и вокруг этого создается большой ажиотаж. А на паралимпийскую олимпиаду в Сочи кто-нибудь из известных казахстанцев едет?
- С нами едет Денис Петренко, он тоже претендовал на лицензию, но не выиграл. Также едут тренера, которые работают с инвалидами и личные тренера. Они едут как группа поддержки, потому что у нас определенное количество людей - 14 человек, которые могут попасть в олимпийскую деревню. То есть это основной состав команды, и у нас нет ни одного лишнего человека. Из чиновников едет только замдиректора департамента физической культуры и спорта, который курирует эту сферу и всё, больше никто не едет.
- А из депутатов-парламентариев, из правительства и так далее, кто-нибудь едет?
- Нет. Вы знаете, на паралимпийскую олимпиаду депутаты не больно уж хотят ездить, им это неинтересно. Не дай Бог, конечно, но пока они сами не столкнутся с такой проблемой, с такой ситуацией, они не будут понимать паралимпийцев, не захотят увидеть их соревнования. И другие высокопоставленные люди, и известные личности тоже не едут. С нами едет только несколько человек с телевидения, мы их сами взяли, потому что это нужно нам самим, чтобы создать фильм про наших паралимпийцев. Мы хотим развивать зимние виды спорта и сейчас подключили керлинг, и приобретаем для этого пять колясок, так что давайте все-таки искать и видеть хорошее. Я знаю, что выступление Хрусталевой носило как бы обвинительный характер, но я считаю… Вы знаете, раньше вообще ничего не давалось нашим спортсменам и они выступали достойно. А то, что биатлонисты плохо выступили, это не значит, что в этом виноваты чиновники или еще кто. Виноваты, скорее всего, они сами, подготовка, видимо, была неправильно построена.
- Победы наших обычных спортсменов, если можно так выразиться, широко освещаются в прессе, у них берут интервью, с ними проводят встречи. Акиматы дарят победителям квартиры, денежные призы и другие подарки. А дарят ли квартиры паралимпийцам и обращают ли на них такое же внимание?
- По квартирам я не знаю, это, наверное, будет у них на совести, что они подарят и как они будут относиться к своим спортсменам-паралимпийцам, но я могу сказать, что в Северо-Казахстанской, Костанайской и Алматинской областях хорошо подтянули своих спортсменов, так как взяли себе тренеров. Представьте себе, у нас 16 областей и только три области серьезно помогают и хотят видеть своих спортсменов в сборной Казахстана. Конечно, у нас создано много общественных организаций по работе с инвалидами, но этого недостаточно. Мы сейчас находимся как бы на стадии становления и нам нужно набраться сил, опыта и мастерства, пройти паралимпийский цикл и к следующим играм подойти уже максимально подготовленными. Тогда у нас будут победы. Пока мы не победители, пока у нас нет высоких результатов в паралимпийских видах спорта, нас не будут носить на руках. А когда появятся чемпионы, тогда и хозяева побед объявятся. Как говорится, у победы много матерей, хозяев, а у проигрыша никого нет, он сирота. Думаю, наши победы – дело времени, но они обязательно будут.
- Есть ли в Казахстане возможности подготовки своего паралимпийского резерва как, например, в России, Беларуси, Азербайджане, Украине, где есть по несколько крупных учебно-тренировочных центров по зимним и летним видам спорта.
- Этого у нас нет, и за это мы бьемся, паралимпийский комитет поднимает эту проблему на государственном уровне, чтобы внимание к нашим спортсменам было совсем другое. Последнее время особенно обсуждаются эти вопросы, поэтому в 2013-2014 годах у нас было хорошее оснащение, участники паралимпийских соревнований получают премиальные, пусть и не большие, но получают. Например, победители Азиатских игр получили по миллион тенге, так что общество уже начинает поворачиваться к нам лицом, и они готовы уже помогать нам и сейчас все дело в наших спортсменах, в резерве. В связи с этим сейчас ставится задача наряду с подготовкой своих тренеров привлекать зарубежных тренеров, так как раньше в Казахстане паралимпийский спорт не был развит, и у нас не было хороших тренеров.
- Есть мнение, что наших спортсменов-инвалидов не пускают ни на один крупный спортивный объект, тем более, бесплатно и такое наблюдается не только в Астане и Алматы, но даже в регионах…
- Здесь, наверное, много зависит от начальников областных управлений, которые должны ввести квоту для паралимпийских спортсменов, чтобы их беспрепятственно допускали к этим объектам, но через клубы, чтобы на этих объектах из-за скопления людей не было, извините, бардака. Я знаю, кто по-настоящему захочет заниматься спортом, тот занимается, находит время и спортивную площадку и к ним на местах относятся с пониманием, предоставляют такую возможность. К примеру, когда у нас были сборы, мы тренировались на центральном стадионе в Алматы. а ведь этого никогда не было, чтобы наши паралимпийцы занимались на центральном стадионе. В Жамбылской области мы проводили сборы перед юношескими Азиатскими играми и 20 наших спортсменов пропускали бесплатно на спортивные площадки. И успех у нас был хороший, мы после Японии заняли второе место по плаванию.
- Становится ли в Казахстане паралимпиский спорт зрелищным мероприятием?
- Он будет зрелищным тогда, когда наши люди перестроятся внутри. Каждый считает, что ни он, ни его близкие, родные никогда не будут инвалидами, что у них всегда все будет хорошо. Дай Бог, чтобы так оно и было, но жизнь штука непредсказуемая, беда любого из нас может настигнуть в любой момент, в любой час, она не спрашивает, не предупреждает, а просто приходит и всё. Много случаев, когда человек, допустим, до 18 лет был зрячим, ходячим, слышащим и так далее, а потом вдруг стал незрячим, не ходячим, не слышащим… Для этого не обязательно попадать в большие аварии, причиной таких несчастий может стать чья-то бесхитростная шутка, чья-то шалость или собственная неосторожность. Был случай, когда ребенку во время игры бросили песок в глаза, и он ослеп, операции не помогли. Или, допустим, в новогоднюю ночь человек вышел на улицу взорвать петарду, а у него оторвало руку. Таких примеров масса, одному Богу известно, что с нами будет, поэтому надо поддерживать паралимпийских спортсменов и морально, и материально, приходить на соревнования и смотреть, как они преодолевают барьеры, то есть быть причастными к благому делу по облегчению их жизни. Во всем мире считается, что отношение к паралимпийским спортсменам – это лицо государства, показатель отношения общества к людям с ограниченными возможностями. А как относятся к паралимпийцам, можно определить по одному их виду - как они экипированы, как одеты-обуты, а также по тому, какая у них подготовка, какие тренера задействованы. Для здоровых спортсменов покупают же зарубежных тренеров, денег на это не жалеют, такое отношение должно быть и к паралимпийцам, тогда и результаты будут. А пока мы держимся только на энтузиастах, фанатах паралимпийского движения.
- Сколько сейчас в Казахстане инвалидов и сколько из них занимается спортом? Во-вторых, можно ли сказать, что для большинства из них спорт - единственная возможность развития, общения и социальной адаптации.
- Да, можно так сказать. Вы бы видели их, когда они приходят заниматься, как ухаживают друг за другом. Парень без рук вытаскивает из бассейна девушку, у которой проблемы с ногами. Или он колясочник, а рядом с ДЦП и он этого колясочника старается провести куда-нибудь. Трогательные картины, за душу берут…
Что касается инвалидов в Казахстане, то их у нас где-то 600 тысяч, и спортом из них, судя по отчетам областных управлений, занимается около 15 тысяч. А на самом деле если по всему Казахстану наберется 3,5-4 тысячи инвалидов, занимающихся спортом, то это хорошо.
- Могут ли казахстанцы с ограниченными возможностями устанавливать мировые рекорды, и есть ли тому примеры?
- Конечно, могут и примеры тому есть. Так, мировой рекорд установлен Зульфией Габидуллиной в нескольких дисциплинах, она и в Голландии установила, и в Канаде установила. В Канаде для них это был просто шок - как это, Казахстан и вдруг мировой рекорд. Они и на допинг проверяли, и класс хотели снизить, но мы предоставили все необходимые медицинские документы и доказали, что наша спортсменка действительно соответствует всем предъявляемым требованиям. В общей сложности Зульфия в прошлом году установила несколько мировых рекордов и стала спортсменкой мира по плаванию.
- Вы сказали, что вам пришлось доказывать, что наша спортсменка не употребляла допинг и так далее. Говорит ли это о том, что даже в паралимпийском спорте есть свои подковерные игры?
- Это естественно. Точно так же, как и в спорте среди здоровых людей, потому что это престиж страны, это показывает отношение общества к этим людям. Это, наконец, политика.
Торгын Нурсеитова
Галина Ванина и Президент Международного паралимпийского комитета Филип Кравен
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript