Галина Баймаханова: Отмены родительских сборов в школах еще не было, это декларация
В Казахстане каждый год идет борьба с поборами в школах, хотя на развитие школ из госбюджета выделяют огромные средства. Не так давно в СМИ даже муссировался вопрос о ликвидации родительских комитетов и создании вместо них попечительских советов, куда бы набирались люди, не имеющие отношения ни к школе, ни к родителям и которые бы привлекали средства извне.
Свою позицию по этому вопросу выразила в интервью Zakon.kz мажилисмен Галина Баймаханова.
— Галина Александровна, были слухи, что с этого года в школах будут отменены родительские сборы. Они действительно будут отменены или это пока на словах?
— Пока Министерство образования хочет их отменить, но как получится в действительности, зависит от нас всех вместе взятых, не пойдем ли мы на поводу у школы, у родительского комитета. Вообще в школах должны быть общественные советы, и они должны регулировать общественную жизнь школы. Государство выделяет достаточно средств и на учебники, и на питание младшеклассников, и на обустройство школ, но денег как всегда не хватает, а жить хочется лучше и директора школ, естественно, ищут какие-то варианты.
— Почему в школах не хватает денег, если государство, как вы говорите, выделяет на них огромные средства?
— Потому что слабый контроль. Если мы установим общественный контроль, создадим общественные советы в школах, то они будут работать. Но отмены родительских сборов еще не было, это декларация, а декларации претворяются в жизнь очень тяжело. И если мы, общество, не будем активно выражать свою позицию, то у нас не будет никаких подвижек. Вот питание в школах сейчас снято с госзакупок.
— Да, общественники, помню, выражали тревогу, что наши школы загнаны в тендерную систему, где ценовая политика имеет приоритетность и предлагали все, что касается детей, вывести из тендера.
— Это только первый этап и это уже победа. В июне у нас был пленум, мы пригласили одного человека в научно-образовательный «Фонд Есенова», который очень заинтересовался этим детским питанием. В этот фонд входит председатель комитета по социально-культурному развитию, и мы хотим до конца лета создать сначала инициативную группу, затем саму рабочую группу из числа представительных, компетентных людей, которые могли бы контролировать этот вопрос. Раньше в госзакупках страшно что творилось, все на это закрывали глаза и это первый вопрос, который удалось сдвинуть с места. И этот вопрос нужно решать не только на уровне школ, но и на уровне других учебно-образовательных учреждений, мы же знаем, как питаются те же студенты. Поэтому нам нужны общественные советы и при школах, и при других учебных заведениях, то есть на каждой ступени, чтобы гражданское общество могло активно контролировать вверенные ему участки работы.
— Не проще ли, чем создавать общественные советы, навести порядок с тем же тендером?
— Да, сейчас закон по госзакупкам пересматривается, вносятся дополнения, изменения и будет меняться какая-то часть процедурных вопросов. Но это очень долгий процесс, поэтому обязательно должен быть внешний контроль. Жизнь такая. Вот мы постоянно жалуемся на жизнь, но никто активной позиции занимать не хочет. Ребенка привели в школу, оставили, день прошел и, слава Богу. Вы же знаете, родители с утра до вечера на работе и хорошо, если ребенок где-то что-то там перекусил, где-то не отстает в учебе. Мы спокойны, пока не возникнет какая-нибудь проблема, будь то со здоровьем или с учебой, но эти проблемы разом не решаются, их нужно решать постепенно, целенаправленно, постоянно с помощью общественности. Можно написать прекрасные законы, но они работать не будут, потому что тем, кто хочет получить какие-то государственные бюджетные потоки, легче дать взятку.
— И все-таки непонятно, почему родители постоянно должны собирать на ремонт школы или еще на что…
— Во-первых, они не владеют информацией, сколько конкретно денег выделено на конкретную школу. Во-вторых, не видят объективную вещь. А объективная вещь заключается в том, что школе порой действительно нужна помощь, и мы это понимаем. Уровень школ в Астане и Алматы еще нормальный, а в сельской местности зарплату учителям картошкой гнилой дают и это наша действительность, уровень нашей образовательной системы. Вот везде пишут, что в школах дипломированные специалисты, а на селе их немного, да и то это люди предпенсионного возраста, еще те советские кадры. В общем это система и систему поменять очень тяжело, мы должны строить работу во всех направлениях. Должен быть закон хороший. Должно быть нормальное, адекватное исполнение закона. Должна быть неотвратимость наказания. А у нас этого нет.
В-третьих, в школах есть родительский комитет, который имеет право принимать любое решение. Вот хотят они сделать что-то сверх такое - принимают решение, делают. Также они в целях контроля должны просить директора школы отчитываться по деньгам, но многие боятся это делать.
— Хорошо. А вот если мне, родителю, говорят, сдайте 10 тысяч на ремонт школы, то к кому я должна обращаться и что я должна знать?
— В первую очередь спросите, а на основании чего я должна сдавать эти деньги? Для этого должно быть решение родительского комитета либо какого-нибудь уполномоченного лица, ведь кто-то принимал это решение.
— Но родительский комитет зачастую принимает решение в устной форме.
— Нет. Вот мой внук учился в Алматы, я сама его за ручку в первый класс привела, сама вошла в общественный комитет и контролировала все эти вещи. Если принимается какое-нибудь решение, мы соблюдаем все регламенты, доводим до родительского комитета каждого класса, а также вывешиваем его в школе на видном месте, что вот, общественный совет школы решил сделать такие-то сборы, кто против, кто за. И если есть протестующие, они должны подойти и сказать, я не могу, я буду в рассрочку или что я вообще не согласен. Тогда мы фамилию этого ребенка убираем из списка. Везде можно найти компромисс.
Вы знаете, за рубежом существуют попечительские советы, у нас до сих пор нет закона о попечительских советах, потому что нет гражданской ответственности. Многие думают, что попечители это только родители. Нет, это не родители. Попечители это те же выпускники, которые могут оказать какую-то конкретную, предметную помощь, это те же меценаты, которые могут стать членами попечительского совета. Например, попечительский совет состоит из 12 человек, сред них только два родителя, два старшеклассника, остальные люди независимые, они не лоббируют чьи-либо интересы, они заботятся об общем, об образовании. А у нас, к сожалению, до сих пор нет закона о попечительских советах.
Кстати…
При обсуждении предложения о попечительских советах, депутат Мажилиса Парламента Камал Бурханов поддержал эту идею. По его словам, «у нас существует порядка 40% попечительских советов, Но мы, к сожалению, не знаем, чем они занимаются, как они работают, их результативность… Проблема поборов в школах является актуальной». Ссылаясь на материалы исследования, он констатирует, что у нас 29% опрошенных родителей регулярно сдают деньги на нужды школы, 47% сталкивались с подобными ситуациями несколько раз. Таким образом, 76% родителей как минимум несколько раз в год сдавали деньги на нужды школы.
По словам депутата, «наиболее часто сдаются средства в классный фонд, на обустройство класса, на проведение праздников, на подарки завучам, директорам школ и учителям, …на заработную плату охранника. Часто встречаются случаи, когда родители приобретают учебники за свой счет, хотя учебники даются за счет государства. Так же поступали сообщения учителей, которых заставляли подписываться на газеты и журналы».
По мнению президента ОФ «Улагатты жануя», автора телевизионной программы «Дорога домой» Марианны Гуриной, абсолютно все родители сдают деньги в школу, и не потому, что им хочется сдавать, а потому, что они вынуждены это делать. Ведь какая в школу покупается мебель? Самая дешевая. Какое оборудование завозится? Самое дешевое. Какими материалами ремонтируется школа? Самыми дешевыми. Поэтому родители вынуждены сдавать на ремонт школы. Да, государство выделяет огромные суммы, государство заботится о наших детях, только мы не знаем это, говорит Марианна Гурина.