В.Ямбаев: Качать бюджет хорошо, тратить оттуда еще лучше, но делать это любой ценой нельзя
Zakon.kz
Заливать бюджетными деньгами экономику это все равно, что тушить керосином пожар.
Президент Ассоциации предпринимателей Алматы Виктор Ямбаев считает, что сегодня самая эффективная антикризисная мера – не накачка бюджета, а повышение потребления внутри страны. А заливать бюджетными деньгами экономику это все равно, что тушить керосином пожар. Правительство должно не финансировать проблемы, а решать их. А решать можно, только воспитывая средний класс и повышая платежеспособность населения.
- Виктор Вениаминович, недавно на совещании у акима Алматы вы как всегда пламенно, страстно выступали по проблемным для предпринимателей вопросам. Но ведь вы и раньше их озвучивали, они, что, не решаются?
- Почему же, очень даже решаются. В свое время я их озвучивал на деловом совете при акиме Алматы и многие наши предложения рассматривались потом в налоговом комитете и по многим из них были приняты решения и что примечательно - не было принципиальных разногласий.
- Какие это вопросы?
- Прежде всего, вопрос о расширении патентной системы, разрешить патентщикам иметь хотя бы двух наемных работников. Тем самым мы существенно легализуем теневую занятость этих бригад в сфере строительства. Считаю, в свое время было ошибкой, когда отвращали людей от патентной работы: человек брал патент, но потом не мог сдать его, прекратить деятельность, это было чрезвычайно сложно. И людям предложили организовать ИП, что это более продвинутая форма и так далее. Но на практике получилось, что как раз эта часть самозанятого населения оказалась практически полностью в криминале, либо не попадала под внимание налоговых органов. В итоге мы получили большой ресурс теневой экономики в этом самом секторе самозанятого населения, начиная с торгующих на рынках, и заканчивая частными извозчиками.
Также мы предлагали упростить процедуру прекращения деятельности юридических лиц. Сделан первый шаг – мы наконец-то стали закрывать ИП - неплательщиков НДС. Думаю, нужно идти дальше и как можно быстрее и закрывать бездействующие предприятия. Причем исключить из базы налогоплательщиков все юрлица, которые потеряли связь с налоговым органом и не имеют задолженности. Это нужно делать как можно быстрее, понимание с новым Департаментом госдоходов по этому поводу у нас есть.
Далее – приостановление предприятий. К этому нужно относиться очень внимательно, потому что сегодня приостановление это как способ невозможности закрытия предприятия. Поэтому, когда приостанавливают, в налоговом комитете можно бы спросить, с какой целью вы приостанавливаете? Чтобы потом не работать? Тогда давайте лучше по упрощенному порядку закроем предприятие, чтобы не морочить голову. Бывает, к примеру, что при утере сотой формы отчетности закрытому предприятию посфактум выставляют штраф и опять предпринимателя делают виноватым.
Было предложение ввести дифференцированный подход в государственных сборах для малого, среднего и крупного бизнеса. Например, на торговлю алкогольной продукции в общей сложности 127 МРП. Сумма невесть Бог какая для больших людей – порядка 200 тысяч тенге, но для маленьких магазинов она является обременительной, что для небольшого магазина и для большого супермаркета это одинаково. А здесь тоже несправедливость, когда берутся штрафы, поэтому нужно искоренить практику, когда налоговые органы своевременно не уведомляют предпринимателя об имеющихся нарушениях небольшой тяжести, а потом через несколько лет это нарушение всплывает и уже с пеней и штрафами и это выливается в огромные суммы. В этой ситуации нужно быть более настойчивыми. Если, допустим, предприятие формально предупредили о закрытии, то нужно все-таки не раз его предупредить, а несколько раз. Вообще нужно прекратить практику закрытия предприятия, точнее, арест счета за тысячу тенге.
- Помню, вы говорили, что арест счета должен быть исключительной мерой.
- И более ничего, вот такой должен быть фискальный подход.
Далее – вносить изменения в законодательство по лжепредпринимательству. Тут по НДС тысячу вопросов, но все же мы должны дать этому налогу оценку. Мало того, что в России окончательно запутались, сейчас у нас будет единое экономическое пространство, и я уверен, что при взаимозачете НДСа с Россией, у нас возникнут большие проблемы, у нас абсолютно разные методы администрирования этого налога. Он не самый бюджетообразующий, но как показала жизнь, самый коррупционный. Это касается как раз лжепредприятий. Их бы не было, если бы изначально прислушались к нашему мнению, и приравняли хотя бы сумму НДСа к сумме обнала – 7 процентов, тогда не имело бы смысла скрывать этот налог. А сейчас все крутятся вокруг него, осталась последняя прибыль 12 процентов и эти 12 процентов изымаются у предпринимателя.
- То есть вы считаете, что к НДС мы все-таки должны вернуться…
- Да, и это должны быть экспертные сообщества и мы честно должны сказать, что никакой это не налог на добавленную стоимость, а это налог с оборота, который существенно снижает деловую активность и повышает коррупцию. Крайне важно упрощение бухгалтерии налоговой отчетности для предпринимателей. Хорошо, что у нас сейчас отчетность в полгода, но опять же это не касается плательщиков НДС. Поэтому в этом направлении нужно идти дальше и, самое главное, сокращать и упрощать саму отчетность.
В связи с агломерацией мы должны провести некий мониторинг, ведь присоединенные сельские районы не настолько продвинуты как в Алматы, и мы должны идти по максимальному упрощению.
И последнее - по сумме налогов. Качать бюджет очень хорошо, тратить оттуда еще лучше, но делать это любой ценой нельзя. Я не могу согласиться с высочайшими ставками налога на имущество, из-за этого человеку сейчас невозможно прилично выглядеть и прилично жить. Если человек построил дом больше 300 кв. метров, то не надо делать налог на имущество 150 тысяч. Ведь не только воры строят дома и не обязательно на огромные деньги. Это же не тысячи квадратных метров. С какой это стати дом в 300 квадратов стал для семьи в пять-шесть человек предметом роскоши? Высокие налоги на имущество будут большой проблемой на присоединенных к Алматы территориях, я специально хочу заострить на этом ваше внимание. Люди сейчас не готовы заплатить налог на имущество в десять раз больше. Это касается и Шанырака, и присоединенных территорий Талгарского района. Люди в пригородах Алматы построили дома, платили налог на имущество14-15 тысяч тенге, а теперь им нужно будет платить 120-150 тысяч.
Это же касается и налога на транспорт. Налоговикам о снижении налогов не стоит говорить, но мы то общественники и можем говорить и можем рассчитывать на сочувствие государственных органов, они же тоже люди, такие же граждане. Сколько человек должен иметь денег, иметь доход? С чего это вдруг старый Ленд Крузер стал предметом роскоши?! Нам навязали глупое рассуждение, что большая машина больше портит экологию, больше тратит бензина. Да нет! У нас большие территории, нам нужно стимулировать население на передвижение автомобильным транспортом. Тем более, это все вписывается в программу «Нурлы жол», по которой нам предстоит строить автомобильные дороги, а на чем их преодолевать? На Дэу Нэксии или на Жигулях российских? Поэтому нужно стимулировать население. На что может рассчитывать средний класс? Не каждый может купить Лексус за 140 тысяч долларов, а за 25 тысяч может, но только он налог не сможет платить в 200-300 тысяч тенге. 200-300 тысяч налог на транспорт, плюс 150 тысяч налог на имущество, это около 400 тысяч тенге. Только за два движения – прилично выглядеть, хотя бы быть похожим на элиту, а не быть ею. Сейчас можно купить и за 30 тысяч и выглядеть прилично, но нас такой возможности лишили фискальной политикой качать бюджет любой ценой.
- А как прикажете качать бюджет?
- Качать бюджет нужно не любой ценой. Нам нужно любой ценой формировать средний платежеспособный класс, который и будет потреблять эти таможенные продукты. Сейчас самая главная антикризисная мера – не накачка бюджета, а повышение потребления в стране, которое можно сделать только через снижение цен. Наши переговорщики должны быть более принципиальны с Россией, они повышают пошлины, делают заградительные меры. Нам это ничего делать нельзя, мы должны всеми силами понижать пошлины на товары и услуги, которые не производятся в Казахстане, чтобы сделать товар более дешевым, и доступным для нашего населения. Только внутреннее потребление в стране – самая эффективная антикризисная мера. А то, что мы будем заливать бюджетными деньгами экономику, это все равно, что тушить керосином пожар. Правительство должно не финансировать проблемы, а решать их. А решать можно, только воспитывая средний класс и повышая платежеспособность населения.
P. S.
Аким Алматы Ахметжан Есимов почти полностью согласен с нашим собеседником.
- Мы всегда на деловом совете обсуждаем очень острые вопросы развития нашего предпринимательства, и многие наши предложения направляем в правительство и в другие центральные органы. Сегодня Алматы является самым главным донором республиканского бюджета. Если в прошлом году удельный вес города в налоговых платежах составил 27 процентов, то сейчас - 36 процентов. Это высокий показатель. В Казахстане 16 регионов и только один Алматы дает 36 процентов. В этом заслуга и Виктора Ямбаева, он всегда поднимает острые вопросы по налогам и почти всегда правильно поднимает. Спасибо ему за активную позицию в этом вопросе.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript