Лента новостей
0

В.Ямбаев: Качать бюджет хорошо, тратить оттуда еще лучше, но делать это любой ценой нельзя

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2014 23:58 Zakon.kz
Заливать бюджетными деньгами экономику это все равно, что тушить керосином  пожар. 
Президент Ассоциации предпринимателей Алматы Виктор Ямбаев  считает, что сегодня самая    эффективная антикризисная  мера – не накачка бюджета, а  повышение потребления внутри страны.   А заливать бюджетными деньгами экономику это все равно, что тушить керосином  пожар. Правительство должно не  финансировать проблемы, а решать их. А решать можно, только воспитывая  средний класс и повышая  платежеспособность населения. 

- Виктор Вениаминович, недавно на  совещании у акима Алматы вы как  всегда пламенно, страстно выступали по проблемным для предпринимателей вопросам. Но ведь  вы и раньше их озвучивали, они, что, не решаются? 

-  Почему же, очень даже решаются. В свое время  я их озвучивал на  деловом  совете  при акиме Алматы и многие  наши  предложения рассматривались    потом  в  налоговом  комитете и  по многим из них были приняты решения и что примечательно - не  было принципиальных разногласий. 

- Какие это вопросы?

- Прежде  всего, вопрос о расширении  патентной  системы, разрешить патентщикам иметь хотя бы  двух наемных работников. Тем  самым мы  существенно легализуем теневую занятость  этих бригад в  сфере  строительства. Считаю, в свое  время было ошибкой, когда отвращали людей  от патентной  работы:  человек брал патент, но потом не  мог сдать его, прекратить деятельность, это было чрезвычайно сложно. И людям предложили  организовать ИП, что это более продвинутая  форма и так далее. Но на  практике  получилось, что как раз эта часть самозанятого населения оказалась практически полностью в  криминале, либо не  попадала под внимание  налоговых органов. В итоге мы  получили большой  ресурс  теневой  экономики в этом  самом секторе  самозанятого населения, начиная с  торгующих на  рынках, и заканчивая  частными  извозчиками. 

Также мы предлагали  упростить процедуру  прекращения деятельности юридических лиц. Сделан первый шаг – мы наконец-то стали закрывать ИП - неплательщиков  НДС. Думаю, нужно идти дальше и как можно быстрее и закрывать бездействующие предприятия. Причем исключить из базы налогоплательщиков все юрлица, которые потеряли связь  с налоговым органом и  не  имеют задолженности. Это нужно делать как  можно быстрее, понимание  с  новым   Департаментом госдоходов по этому  поводу у нас есть. 

Далее – приостановление предприятий. К этому  нужно относиться  очень внимательно, потому  что сегодня  приостановление это как способ  невозможности закрытия  предприятия. Поэтому, когда приостанавливают, в налоговом  комитете можно бы  спросить, с  какой  целью вы приостанавливаете? Чтобы  потом не  работать? Тогда  давайте лучше по упрощенному  порядку  закроем  предприятие, чтобы не  морочить голову. Бывает, к примеру, что при утере  сотой  формы отчетности закрытому  предприятию   посфактум  выставляют штраф и опять предпринимателя  делают виноватым.  

Было предложение ввести дифференцированный подход в государственных сборах для  малого, среднего и крупного бизнеса.  Например, на  торговлю алкогольной  продукции в общей сложности  127 МРП. Сумма невесть Бог какая для больших людей – порядка  200 тысяч тенге, но для  маленьких магазинов она  является обременительной,  что для небольшого  магазина и для  большого супермаркета это одинаково. А здесь тоже  несправедливость, когда берутся штрафы, поэтому нужно искоренить практику, когда налоговые органы  своевременно не уведомляют предпринимателя об имеющихся нарушениях небольшой  тяжести, а потом  через несколько лет это нарушение  всплывает и уже  с пеней и штрафами и это выливается в огромные  суммы.   В этой  ситуации нужно быть более настойчивыми. Если, допустим, предприятие  формально предупредили   о закрытии, то нужно все-таки не  раз его предупредить, а  несколько раз.   Вообще нужно прекратить практику закрытия  предприятия, точнее, арест  счета за  тысячу тенге. 

- Помню, вы говорили,  что  арест  счета  должен быть исключительной  мерой.

 - И более  ничего,  вот  такой  должен быть фискальный  подход. 

Далее – вносить изменения  в законодательство по лжепредпринимательству. Тут по НДС тысячу вопросов, но все же  мы должны дать этому  налогу  оценку. Мало того, что в  России окончательно запутались,  сейчас у  нас будет единое экономическое пространство, и  я  уверен, что при взаимозачете  НДСа  с Россией, у нас возникнут большие проблемы, у нас  абсолютно разные  методы  администрирования этого налога.   Он не самый  бюджетообразующий, но как показала жизнь,  самый коррупционный. Это касается как раз  лжепредприятий. Их бы не было,  если бы изначально прислушались к  нашему  мнению, и приравняли хотя  бы  сумму НДСа  к  сумме обнала – 7  процентов, тогда не  имело бы  смысла скрывать этот налог. А сейчас все крутятся  вокруг него, осталась последняя  прибыль 12 процентов и эти  12 процентов изымаются  у предпринимателя.

- То есть вы  считаете, что к НДС мы   все-таки должны  вернуться…

- Да, и  это должны быть экспертные сообщества и мы честно должны сказать, что никакой это не налог на  добавленную стоимость, а это налог с оборота, который  существенно снижает деловую активность  и повышает коррупцию. Крайне важно упрощение  бухгалтерии налоговой отчетности для  предпринимателей. Хорошо, что у нас сейчас отчетность в  полгода,  но опять же это не касается  плательщиков НДС. Поэтому в этом направлении нужно идти дальше и, самое главное, сокращать и упрощать саму отчетность.

В связи с агломерацией мы должны провести некий  мониторинг, ведь присоединенные сельские районы  не  настолько продвинуты  как  в Алматы, и мы  должны идти по максимальному  упрощению. 

И последнее -  по сумме налогов.  Качать бюджет очень хорошо, тратить оттуда еще  лучше, но делать это любой  ценой нельзя. Я не могу  согласиться   с  высочайшими ставками налога  на  имущество, из-за этого человеку  сейчас   невозможно прилично выглядеть и  прилично жить. Если человек  построил дом больше 300 кв. метров, то не надо делать налог на  имущество 150 тысяч. Ведь не только воры строят дома и не обязательно на  огромные деньги. Это же не тысячи квадратных метров. С какой  это стати дом в 300 квадратов стал  для  семьи в пять-шесть человек предметом роскоши? Высокие налоги на  имущество будут большой  проблемой на присоединенных к Алматы территориях, я специально хочу заострить на этом ваше  внимание. Люди  сейчас не  готовы заплатить налог на  имущество в  десять раз больше.  Это касается и Шанырака, и присоединенных территорий Талгарского района. Люди  в  пригородах  Алматы построили  дома, платили налог на  имущество14-15 тысяч тенге, а теперь им нужно будет платить 120-150 тысяч.

Это же  касается и налога  на транспорт. Налоговикам о снижении налогов не стоит говорить, но мы то общественники и   можем говорить и можем рассчитывать на сочувствие государственных органов, они же тоже люди, такие же граждане. Сколько человек должен иметь денег, иметь доход? С чего это вдруг   старый  Ленд Крузер стал предметом  роскоши?! Нам навязали глупое  рассуждение, что большая  машина больше портит экологию, больше тратит бензина.  Да нет! У нас большие территории, нам нужно стимулировать население на передвижение автомобильным транспортом. Тем более, это все  вписывается в программу «Нурлы жол», по которой нам предстоит строить автомобильные дороги, а на чем их  преодолевать? На Дэу Нэксии или на Жигулях российских? Поэтому нужно стимулировать население. На что может рассчитывать средний  класс? Не каждый может купить Лексус за 140 тысяч долларов, а  за 25 тысяч может, но только он налог не  сможет платить в 200-300 тысяч тенге. 200-300 тысяч  налог на транспорт, плюс 150 тысяч налог на имущество, это около 400 тысяч тенге. Только за  два движения – прилично выглядеть, хотя бы  быть похожим на элиту, а не быть ею.   Сейчас можно купить и за 30 тысяч и выглядеть прилично, но нас такой возможности лишили фискальной политикой качать бюджет любой ценой.

- А как прикажете  качать бюджет?

- Качать бюджет нужно не любой ценой. Нам нужно любой  ценой  формировать средний платежеспособный класс, который и будет  потреблять эти таможенные продукты. Сейчас самая главная  антикризисная  мера – не накачка бюджета, а  повышение потребления в стране, которое можно сделать только через снижение цен.  Наши переговорщики должны быть более принципиальны  с Россией, они повышают пошлины, делают заградительные меры. Нам это ничего  делать нельзя, мы должны  всеми силами понижать пошлины на товары и услуги, которые не  производятся  в Казахстане, чтобы  сделать товар более дешевым, и доступным для нашего населения. Только внутреннее потребление  в  стране – самая  эффективная  антикризисная мера. А то, что мы будем заливать бюджетными деньгами экономику, это все равно, что тушить керосином  пожар. Правительство должно не  финансировать проблемы, а решать их. А решать можно, только воспитывая  средний класс и повышая  платежеспособность населения. 

P. S.

Аким Алматы Ахметжан Есимов почти полностью согласен  с нашим собеседником. 

- Мы всегда на  деловом  совете  обсуждаем очень острые вопросы  развития нашего предпринимательства, и многие наши  предложения направляем в  правительство и в другие  центральные органы. Сегодня  Алматы является самым главным донором республиканского бюджета. Если в прошлом году удельный  вес города в налоговых платежах составил 27 процентов, то сейчас - 36 процентов. Это высокий  показатель. В Казахстане  16 регионов и  только один Алматы дает  36 процентов. В этом заслуга и Виктора Ямбаева, он всегда  поднимает острые вопросы  по налогам и почти всегда  правильно поднимает. Спасибо ему за активную позицию в этом вопросе. 

Торгын Нурсеитова

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: