Айнур Абдрасилкызы: Проблемы религии – проблемы духовности
- Это большой вопрос, долгий разговор, поэтому позвольте остановиться на главных, по моему мнению, моментах.
Различные деструктивные течения современности, прикрывающиеся именем ислама, связывают чистоту религии только с собой, пропагандируют радикальные крайние взгляды, желая вытеснить мусульманство казахов, противопоставляют национальные традиции и религию. Действия радикальных течений в этом направлении проявляются в умышленном отдалении от народа религии, которая на протяжении тысячилетий развивалась вместе с народом, став частью его жизни, быта и сознания, путем неверных толкований, уподобляя религию сложному недосягаемому миру.
Отрицание доисламских достижений, связывание посещение могил с великим грехом «ширк» (приобщение Аллаху сотоварища), отрицание национальных традиций и обычаев, примет и поверий, определение советского периода духовно пустой эпохой - все это провокационные действия, направленные на то, чтобы показать, что казахи будто недавно приняли ислам. При этом «забываются» формировавшиеся на протяжении веков традиции, труды великих ученых и тем самым вскрываются вены казахской духовности.
- Чем опасны подобные действия таких активных радикальных течений?
- Их последствия опасны тем, разрушают духовные ценности, тем самым создавая угрозу стабильности общества. Течения данного типа обычно не регистрируются как религиозное объединение, действуя в виде идеологии и поэтому единственным способом противодействия им являются меры по идеологическому просвещению населения.
Думаю, пути предотвращения идеологии радикальных течений необходимо противодействовать в соответствии с их собственными методами. Любое новое религиозное течение прокладывает себе дорогу посредством разрушения сформированных в обществе ценностей.
Традиционная направленность духовных изысканий и развитие через национальные ценности способствует духовному возрождению общества. А их завороженность радикальной идеологией, приводит к опасным последствиям, начиная с деградации личности до разрушения внутренней стабильности и целостности государства. Поэтому для нас защита ценностей, прошедших испытание временем, сплотивших нацию – означает защиту целостности основ государства и внутренней стабильности народа.
- Это понятно, но как защитить эти ценности – вот в чем вопрос.
- Как известно, целью воздействия радикальных течений являются национальные ценности, и здесь, если следовать понятию «клин клином вышибает», самым значительным и влиятельным в плане профилактики должно стать возрождение традиционных ценностей.В данном случае важное значение имеет умение использовать не растерянный нацией духовный потенциал. Действенной силой, которая может противостоять радикальной идеологии, слепому следованию чуждой культуре, поверхностному представлению об исламе, является традиционное мусульманство.
- Какую роль в противостоянии радикальной идеологии может сыграть мусульманская умма нашей страны?
- Первым делом она должна широко внедрить в жизнь свой тысячелетний мусульманский опыт, в частности возродить, оживить сформированные веками духовные ценности народа. Посредством их широкой пропаганды, возвращения к национальным духовным ценностям, основанных на чистоте духа, чистоте совести, считающие достоинством веру в сердце, а не во внешнем виде, ограждать подрастающее поколение от радикальной идеологии.
Традиционные духовные ценности каждой нации на протяжении многих веков формируют традиционное общество, определяя его духовную направленность, играют ведущую роль в идеологической целостности и обшественном регулировании. Безусловно, жизнеутверждающие традиционные ценности в ближайшее время станут опорой стабильности казахстанского общества. Возрождение традиционных духовных ценностей является важной идеологической составляющей в формировании у простого народа, в частности у молодежи, крепкого иммунитета в противостоянии и защите от психологического воздействия крайних религиозных течений.
Кроме того, это станет не только ориентиром в регулировании потребностей в сфере религии, но и, заново оценив нестареющие вечные человеческие ценности и распространив их среди населения, послужит основным направлением в жизни общества.
Согласитесь, любая личность воспринимает религию не в качестве отдельной веры, а в целостности с духовными ценностями, личностными принципами и образом жизни. На основе этого, способствуя развитию традиционных духовных ценностей, начиная со школьной скамьи, предоставляется возможность формирования полноценной, высокодуховной, интеллектуальной, светской личности. В Казахстане данная аудитория составляет большинство населения страны и поэтому является движущей силой общественного мнения. Подкрепляясь правильными ориентирами и становясь действенной идеологической силой, они могут поглащать малочисленные в сравнении с собой крайние течения и радикальные идеологии в целом.
- Вы сказали, что любое новое религиозное течение прокладывает себе дорогу посредством разрушения сформированных в обществе ценностей. Вообще, что такое религия?
- Религия – это не только система верований, она является стилем жизни, нормой взаимоотношений, моральными нормами, умеющими отличать хорошее от плохого, честное от бесчестного. Одним словом, религия – это феномен духовной культуры, в отличие от любых других феноменов в обществе, намного богаче, значительнее и действеннее, и связь религиозных и традиционных ценностей уходит своими корнями в глубокую древность.
Вопросы религии можно решать только при осознании самой религии. При объективном признании религии как одной из основ общественного сознания, силой и смыслом человеческой жизни и духовности, феноменом духовной культуры, необходимой в человеческом бытие, в природном бытие, его неотъемленной частью, то само собой изменятся стереотипы и методы по отношению к ней, они станут действенными, связанными с обществом, превратятся в методику духовности. Духовный потенциал религии можно и нужно применять в идеях вечности и светскости. Через нее мы сможем восполнить потерянное, восстановить традиционные ценности. Не стоит забывать, что в основе традиционных духовных ценностей лежат духовные принципы религии.
Наша толерантность – не безысходное повиновение, а разумный компромисс, сформированный на основе многовекового опыта, образа жизни, поведения, культуры. Толерантность – это не скромность, и не терпеливость. Это совокупность таких качеств, как безграничность (широта мировоззрения, мыслей, способностей к рассуждению), соглашательство, миролюбие, добродушие, щедрость души. Наша идея толерантности – идея не новая, она уже давно стала частью национального бытия. Но мы должны опасаться обращения созидательной идеи в идею ложную, служащую чужим интересам, ошибочно путая толерантность с терпеливостью.
Словом, внутренний потенциал казахстанского общества, не потерявший еще своих традиционных ценностей, духовных корней – это наша сила и надежда в борьбе с радикальными течениями.
Zakon.kz