Эдуардо Ирезабаль: Беженцев в Казахстане необходимо приравнять к постоянно проживающим
Zakon.kz
Зачастую беженцы намереваются навсегда остаться в Казахстане, так как не могут вернуться в страны своего происхождения.
Беженцы хотят быть продуктивной частью нашего общества, хотят работать наравне со всеми и добросовестно платить налоги. Об этом и другом - в интервью заместителя Главы Регионального Представительства УВКБ ООН по Центральной Азии Эдуардо Ирезабаль Информационному агентству Zakon.kz.
- Эдуардо, хотелось бы поговорить с вами о ситуации с беженцами в Казахстане, чего мы добились в этом вопросе, что еще необходимо сделать, хорошее ли у нас законодательство…
- Говоря об этом, можно провести аналогию с независимостью Республики Казахстан. За те 20 лет, что Казахстан присоединился к ООН, ООН вместе с Правительством и народом Казахстана делает все, чтобы эта молодая страна становилась крепче, развивала свои институты и законодательство. Думаю, Казахстан добился больших успехов в своем развитии и уже перешел из разряда развивающихся стран в разряд развитых стран. Конечно, в этом заслуга не ООН, а в большей степени народа Казахстана. Но мы очень рады, что становимся свидетелями того, как Казахстан развивается. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) вносит свой вклад в развитие институтов защиты лиц, которые были вынуждены покинуть свои страны и обосновались в Республике Казахстан.
Когда УВКБ ООН открыло свой офис в Казахстане, здесь еще не был принят закон о беженцах, не существовало четко определенной системы убежища, процедура определения статуса беженца не была доступна для всех, поэтому УВКБ ООН приняло на себя функции органа, который проводил бы процедуру определения статуса беженца. И со времени открытия офиса УВКБ ООН в Казахстане в 1995 году, УВКБ ООН помогло около 10 тысячам лиц, нуждающимся в защите. Большинство из них выходцы из Афганистана, но есть также и граждане других стран.
Огромным достижением Казахстана является присоединение к Конвенции 1951 года о статусе беженцев и к Протоколу 1967 года.
Другим большим достижением Казахстана является принятие закона о беженцах, который вступил в силу в 2010 году.
С самого начала нашей деятельности в Казахстане, тогда меня здесь еще не было, но мои коллеги усердно работали над повышением потенциала сотрудников миграционной полиции – как вы знаете, это компетентный орган по вопросам предоставления убежища в Казахстане - чтобы процедуры определения статуса проводились в соответствии с международными стандартами. И с тех пор ситуация очень изменилась.
- Казахстан взял на себя полную ответственность за предоставление убежища на своей территории?
- Да, поэтому УВКБ ООН предоставляет сейчас только консультативную помощь и помощь в повышении квалификации сотрудников компетентных государственных органов.
Отмечая положительное развитие системы убежища в Казахстане, хотел бы отметить, что, к сожалению, в этом аспекте есть и пробелы, и данная система пока еще не в полной мере соответствует международным стандартам.
Говоря о плюсах и минусах казахстанского законодательства о беженцах, первым положительным моментом хотел бы отметить то, что определение беженца в Законе «О беженцах» полностью повторяет определение, предоставляемое международной Конвенцией 1951 года.
Другим положительным моментом является то, что этот закон предусматривает принцип не высылки лиц в те страны, где им угрожает опасность, и эта норма является ключевой в вопросах защиты прав беженцев.
Также правительство утвердило орган, который занимается вопросами определения статуса беженца, были разработаны соответствующие процедуры и созданы соответствующие должности.
- А что является проблемой?
- Наибольшей проблемой является то, что до сих пор существуют некоторые законодательные ограничения насчет того, кто может обращаться за убежищем в Казахстане. К сожалению, далеко не все нуждающиеся в защите имеют доступ к территории вашей страны и доступ к процедуре определения статуса беженца.
С определенными трудностями сталкиваются лица, которые попали на территорию Казахстана нелегально, либо не имеют документов, удостоверяющих личность, или же визы и им приходится пересекать границу нелегально. А ведь в большинстве случаев, известных в мировой практике, лица, вынужденные бежать из стран своего происхождения, не имеют каких-либо документов или визы. Это большой пробел в законодательстве, и мы, работая совместно с миграционной полицией, стараемся помочь тем лицам, которые сталкиваются с проблемами в регистрации их ходатайств об убежище в результате подобных законодательных пробелов.
Одним из приоритетных направлений, над которым мы работаем совместно с правительством Казахстана, является установление механизма перенаправления лиц, ищущих убежище, от пограничной службы в компетентные органы внутри страны, т.е. в миграционную полицию. И когда я говорю о пограничных пунктах, я имею в виду пограничные пункты, находящиеся на территории Республики Казахстан, на границах с соседними государствами, а также международные аэропорты.
Мы видим, что есть понимание и желание сотрудников пограничной службы в том, чтобы лица, которые просят убежище на границе, имели доступ к процедуре убежища внутри страны. Трудность заключается в том, что не существует какого-то формального механизма передачи лиц от границы в компетентные органы Казахстана, но есть понимание того, что это необходимо сделать и для этого нужно будет разработать конкретные процедуры, инструкции, чтобы это стало возможным на практике.
Другая трудность заключается в том, что сотрудники пограничной службы не компетентны и не обучены проводить процедуру определения статуса беженца.
- Но для этого у нас же существует компетентный орган – департамент миграционной полиции.
- Да, конечно, но сотрудники пограничной службы являются первыми представителями власти Казахстана, которые встречают лиц, ищущих убежище, и поэтому очень важно иметь формальный механизм передачи лиц и дел от пограничной службы в компетентные органы, над чем мы сейчас и работаем совместно с Правительством Республики Казахстан.
Существуют и другие проблемы, но я хотел бы выделить ярко выраженные. Одна из них касается подачи заявления на убежище. Иногда в Казахстане к таким заявлениям относятся с некоторой опаской, но это не значит, что власти Казахстана не хотят оказать заявителям поддержку.
- Чем же тогда это объяснить?
- Скорее всего, это просто опасения, что соседние страны, откуда в основном и просят убежище, могут не совсем правильно расценить действия Казахстана. В этой связи уместно сказать, что предоставление убежища не является политическим актом. Это чисто гуманитарный акт, вытекающий из обязательств Республики Казахстан, подписавшей определенные международные инструменты и договора. Поэтому мы на практике пытаемся убедить компетентные органы, чтобы заявления от лиц, прибывших из соседних государств, о предоставлении убежища принимались для дальнейшего их рассмотрения. Такие трудности касаются не только лиц, прибывающих из соседних стран, но и лиц, которые приезжают из таких стран как Сирия или Украина.
Другой вопрос, который требует очень тщательного рассмотрения и внимания, это вопрос интеграции уже признанных беженцев на территории Казахстана. Казахстан - большая страна с не очень большим населением и достаточно высоким уровнем экономического развития. И доказательством тому является то, что Казахстан привлекает многих трудовых мигрантов из других стран.
- Сколько беженцев проживает сегодня на территории Казахстана?
- По нашим данным, 633 беженца. Думаем, интеграция такого количества лиц не должна быть большой проблемой для Казахстана.
- Что представляет трудность в этом вопросе?
- Трудность состоит в том, что статус, который получают беженцы в Казахстане, приравнивается к статусу временно проживающих иностранцев. Беженцы в момент их признания таковыми, получают удостоверение беженца. Это документ, на основании которого они могут легально находиться на территории Республики Казахстан. Статус беженца выдается на один год с возможностью последующего продления в случае, если причины, по которым лица были признаны беженцами, продолжают существовать. И в связи с тем, что статус беженца выдается только на год, они не имеют доступа к существенному ряду самых элементарных прав, так как они считаются временно пребывающими иностранцами или людьми, которые приехали на какое-то короткое время. А ведь беженцы зачастую намереваются остаться в Казахстане навсегда по одной простой причине – они не могут вернуться в страны своего происхождения.
Мы приветствуем, что за последние пару лет были внесены некоторые изменения в законодательство с тем, чтобы беженцы, признанные в Казахстане, имели доступ к трудоустройству. Согласно Трудовому кодексу РК, договор должен заключаться на год, поэтому для работодателя прием на работу беженца создает большую проблему, ведь если удостоверение беженца действительно один год, то и трудовой договор должен заключаться на год.
Представьте, вы работодатель, который хочет нанять меня, беженца, я соответствую всем критериям и требованиям вашей организации, и вы просите меня представить документы, удостоверяющие личность. Я даю удостоверение беженца, которое, допустим, выдано в декабре 2014 года, а сегодня уже май 2015-го. То есть с 1 января 2016 года этот документ будет недействителен, и работодателю невыгодно брать такого работника. Мне придется пойти в миграционную полицию и попросить продлить мой сертификат, но во многих случаях это затруднительно, так как такие сертификаты продлеваются в определенный срок.
Также беженцы ввиду их временного статуса не имеют доступа к процедуре натурализации. То есть они не имеют права напрямую обращаться за гражданством РК, это возможно лишь в том случае, если у них уже есть постоянный вид на жительство. А на практике беженцам крайне трудно получить вид на жительство, поэтому многие из них, прожившие на территории Казахстана десять и более лет, не являются постоянно проживающими в Республике Казахстан.
- Какой выход?
- Для решения этой проблемы мы будем работать с компетентными органами с тем, чтобы статус беженца приравняли к статусу постоянно пребывающих, либо беженцам выдавали статус постоянно проживающих так, как это делается в других странах. Это даст им возможность реализовать свои права на трудовую деятельность, а также откроет доступ ко многим другим правам. Что немаловажно, беженцы, которые смогут сами себя обеспечивать, не будут нагрузкой для государства.
- Чего хотят сами беженцы?
- Во время наших с ними встреч, они говорят, что хотят быть продуктивной частью нашего общества, хотят работать наравне со всеми и добросовестно платить налоги в Республике Казахстан.
- Из каких в основном стран прибывают беженцы в Казахстан?
- Позвольте сначала кратко рассказать о ситуации в мире и затем перейти к ситуации в вашей стране. В 2014 году наибольшее количество беженцев было из Сирии и в мире было подано более 150 тысяч заявлений на убежище от граждан Сирии.
Вторая группа - это беженцы из Ирака, от них подано около 70 тысяч заявлений на убежище. И третья большая группа - из Афганистана, их гражданами подано около 60 тысяч заявлений в различных странах мира.
Среди стран, принявших на своей территории наибольшее количество беженцев, на первом месте стоит Германия, она приняла около 173 тысяч беженцев, в том числе около 25 процентов заявителей - граждане Сирии.
На втором месте - США, они приняли 121 тысячу беженцев, большинство из которых - выходцы из Центральной Америки.
На третьем месте - Турция, она приняла 87 тысяч беженцев. В дополнение к этому, Турция предоставила убежище почти миллиону сирийцам. Далее идет Швеция - 75 тысяч беженцев и Италия - более 63 тысяч беженцев.
- Не могли бы вы привести статистику по украинским беженцам?
- Что касается граждан Украины, то ими были поданы 15700 заявлений в 44 индустриально развитых странах.
В Казахстане в 2014 году подали ходатайство об убежище 288 лиц, в том числе от граждан Афганистана поступило 141 заявление, от граждан Украины - 92, от граждан Сирии - 27 заявлений.
Как видим, Казахстан не входит в число 44 стран, которые предоставляют убежище большому количеству лиц.
- Почему мы не входим в число этих 44 стран?
- Тут ряд причин, но главная - географическое положение Казахстана. К примеру, с логистической точки зрения, беженцам из той же Сирии гораздо легче уехать в Швецию, чем, допустим, в Казахстан. Другая причина – насколько в той или иной стране развита система убежища и защиты беженцев и так далее.
- Как вы думаете, Эдуардо, способен ли Казахстан принимать большее количество беженцев?
- Безусловно, способен, Казахстан для этого располагает большим потенциалом. Во-первых, как я уже отметил, у вас большая территория, она сопоставима со всей Западной Европой. Во-вторых, достаточно развитая экономика. В-третьих, и это я хочу отметить особо - Казахстан многонациональное государство, он исторически принимал на своей территории лиц различных национальностей, с различными культурами, с различными ценностями и это очень важно.
- Вы сказали о необходимости повышения потенциала государственных служащих, работающих в сфере убежища. По каким вопросам необходимо их подтянуть в первую очередь, что для них является главной проблемой - недостаточное знание национального законодательства или международного права, или и то, и другое?
- Основная проблема заключается в том, что сотрудники государственных органов должны имплементировать то законодательство, которое уже имеется. А в настоящем законодательстве существует масса пробелов, оно не соответствует международным стандартам и в этом и заключается основная трудность. Поэтому мы стараемся чаще проводить обучающие семинары и тренинги по теме.
По усовершенствованию миграционного законодательства тесно работаем с МВД – это наш основной партнер, а также с МИД, органами национальной безопасности, с пограничной службой, министерством здравоохранения, образования, с различными НПО, в т.ч. с Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript