О бесплатной юридической помощи: просто и понятно (Баймуханова К.Р., заместитель председателя Республиканской коллегии адвокатов)
О бесплатной юридической помощи: просто и понятно
Баймуханова Кадыржан Рысмухановна,
заместитель председателя Республиканской коллегии адвокатов,
член президиума Республиканской коллегии адвокатов.
1. Что такое бесплатная юридическая помощь? Для кого она бесплатная и кто оплачивает расходы, связанные с ней?
Бесплатная юридическая помощь законодательством - это юридическая помощь, оказываемая физическим лицам на бесплатной основе, в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.
Законы «Об адвокатской деятельности», «О гарантированной государством юридической помощи», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях подробно регламентируют круг лиц, которые вправе получить бесплатную юридическую помощь, и порядок ее предоставления. Обязанность по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи возложена на адвокатуру Казахстана. Труд адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, оплачивается за счет средств государства.
2. Почему государство должно оплачивать юридическую помощь гражданам? Какая от этого польза государству?
Право на получение юридической помощи - одно из фундаментальных прав, провозглашенных Конституцией Республики Казахстан. Обеспечение этого права - залог справедливого судебного разбирательства, защиты от необоснованного обвинения и осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Поэтому для государства важно обеспечить право на защиту, если у обвиняемого нет средств для оплаты услуг адвоката. От эффективности обеспечения этого права зависят интересы правосудия и в целом имидж государства.
3. Как решается вопрос оказания бесплатной юридической помощи в Казахстане?
Если обратиться к истории этого вопроса, то Положение об адвокатуре Казахской ССР оказание бесплатной юридической помощи и оплату труда адвокатов этих случаях полностью возлагало на коллегии адвокатов.
В настоящее время Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» оказание бесплатной юридической помощи возлагается на адвокатов, а коллегии адвокатов лишь принимают меры по обеспечению деятельности адвокатов. Круг лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно, установлен статьей 6 Закона. К ним отнесены истцы по делам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; истцы и ответчики, являющиеся участниками Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, военнослужащие срочной службы, инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту. Однако указанные лица могут обратиться к помощи адвоката лишь в том случае, если рассматриваемый судом спор не связан с предпринимательской деятельностью.
Юридическую помощь могут получить бесплатно также и другие граждане, но только по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий, реабилитации, получения статуса беженца или оралмана.
Получить бесплатную юридическую помощь могут также и несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей. Если во всех перечисленных случаях Законом строго определен перечень вопросов, то для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, какие-либо ограничения не установлены, поэтому они могут обращаться к адвокатам по любым интересующим их вопросам, без ограничения.
Случаи и круг лиц, которым адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно, определены также и Уголовно-процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.
Так, статья 67 Уголовно-процессуального кодекса устанавливает 11 случаев, когда участие защитника в производстве по уголовному делу обязательно. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что на бесплатную юридическую помощь может претендовать любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении уголовного правонарушения. Для этого достаточно лишь сделать заявление, что он нуждается в помощи адвоката, но денег на оплату труда адвоката нет. В этом случае орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры к назначению защитника через коллегию адвокатов или юридическую консультацию.
Аналогичный порядок назначения защитника установлен также и Кодексом об административных правонарушениях, с той разницей, что по делам этой категории участие адвоката обязательно лишь в 4-х случаях. Здесь также достаточно одного заявления о нуждаемости в помощи адвоката и отсутствии средств на оплату труда адвокатов, и защитник назначается через профессиональную организацию адвокатов.
В уголовном процессе обязательное участие адвоката предусмотрено также по представительству интересов определенного круга потерпевших. Это - несовершеннолетние, не владеющие языком судопроизводства, а также лишенные по своему физическому или психическому состоянию возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Здесь также достаточно заявления о том, что потерпевший или его законный представитель не может пригласить адвоката по собственному выбору из-за отсутствия средств для оплаты труда адвоката, и участие адвоката обеспечивается через профессиональную организацию адвокатов.
Что касается оплаты труда адвоката в указанных случаях, то законодательством предусматривается обязанность органа следствия или суда освободить гражданина полностью или частично от оплаты юридической помощи, наличии к тому оснований, и вынести постановление об оплате труда за счет государства. При этом не конкретизируется, какие основания должны наличествовать для полного или частичного освобождения гражданина от оплаты юридической помощи.
4. Сколько это стоит государству? Каков размер бюджета на бесплатную юридическую помощь?
Бюджетные расходы для финансирования оплаты труда адвокатов устанавливаются законом о республиканском бюджете на трехлетний период и ежегодно корректируются при уточнении бюджета на текущий год. Сумма финансирования рассчитывается, исходя из размера минимальной заработной платы на текущий год. Так, Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» финансирование на текущий год установлено в пределах 1,3 млрд. тенге. Для кого-то эта сумма покажется огромной. Но если разделить эту сумму на количество адвокатов, оказывающих гарантированную государством юридическую помощь, то в среднем на одного адвоката приходится в пределах 50 тыс. тенге в месяц. Отсюда и ответ на следующий вопрос.
5. Как можно обеспечить качество юридической помощи предоставляемой за счет средств государства? Какие наиболее эффективные меры существуют в этом направлении?
Обеспечение качества юридической помощи главным образом может быть достигнуто только лишь при материальной заинтересованности адвоката. Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи» не устанавливает обязательность участия в оказании бесплатной юридической помощи всех адвокатов, в нем могут участвовать лишь желающие. Однако, на практике не все из них принимают участие в оказании такой помощи. А из числа адвокатов, включенных в список участвующих в оказании гарантированной государством юридической помощи, фактически принимают участие всего лишь 2371 адвокат.
Причиной этому, безусловно, являются низкие расценки оплаты труда адвокатов. Кроме того, отказ органами следствия и судами в оплате времени ожидания начала следственных действий, судебных разбирательств, отложения судебных процессов, посещения подзащитных в следственных изоляторах, ознакомления с материалами дела, составления различных документов, несмотря на их регламентацию действующим законодательством, отрицательно влияют как на оплату труда адвокатов, так и на качество юридической помощи.
Конечно, оплата труда адвоката не может быть равнозначной рыночной, поскольку это все-таки бюджетные средства. Тем не менее, проблема повышения размера оплаты имеется, и ее надо решать, если не сейчас, когда государство наше находится в сложном экономическом положении, то хотя бы в будущем. Поэтому я думаю, что это вопрос времени. Было время, когда часовая ставка труда адвоката составляла всего 200 тенге, и все же, несмотря на всякие трудности, эта проблема была решена.
Вместе с тем надо отдать должное тем адвокатам, даже из числа тех, кто не участвует в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, а их большинство, все-таки оказывают юридическую помощь pro bono, то есть абсолютно без оплаты, иными словами на благо общества, всем, кто в ней нуждается.
6. Кто в нашей стране является наиболее активным инициатором реформ в этой сфере?
Разумеется, активную роль в продвижении реформ в сфере оказания бесплатной юридической помощи является адвокатура. Так, вопрос о реформировании системы оплаты труда адвокатов за счет средств государства постоянно поднимается Республиканской коллегией адвокатов. Впервые такая инициатива была поддержана Правительством Республики Казахстан в 2010 году. Однако для ее реализации потребовались долгие четыре года, и лишь в рамках реализации Закона «О гарантированной государством юридической помощи» эта проблема нашла некоторое решение.
Так, с 1 января 2015 года размер оплаты за участие адвокатов по уголовным делам рассчитывается, исходя из тяжести предъявляемого обвинения. Так, при участии адвоката на досудебных стадиях и в судебных разбирательствах в качестве защитников лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также в качестве представителей лиц, потерпевших вследствие указанных преступлений, оплата производится из расчета 1/10 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан. Если осуществляется защита лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, или представительство интересов лиц, потерпевших от указанных преступлений, оплата производится из расчета 1/15 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан. В остальных случаях участия адвоката в уголовном и гражданском процессах, по делам об административных правонарушениях, а также оказания юридической помощи в виде устного или письменного консультирования, составления различных документов правового характера оплата производится из расчета 1/21 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан.
Размер минимальной заработной платы ежегодно меняется в сторону увеличения, следовательно, увеличивается и размер оплаты. Однако все познается в сравнении. На постсоветском пространстве систему оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, принято считать, если не самой лучшей, то одной из лучших. Если же сопоставить оплату труда казахстанских адвокатов с коллегами из дальнего зарубежья, то, конечно, нам надо еще долго и упорно добиваться улучшения в этой сфере.
Возвращаясь к вопросу о наиболее активных инициаторах реформ, необходимо отметить роль Министерства юстиции Республики Казахстан. По инициативе Министерства юстиции в 2013 году был принят Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи». Несмотря на то, что закон имеет рамочный характер, в силу чего остались не решенными многие проблемы, в целом надо отдать должное тому, что он решил одну из главных проблем - установил единую бюджетную программу по оплате труда адвокатов и единого администратора этой бюджетной программы в лице Министерства юстиции как уполномоченного органа.
Министерством юстиции также поддержана инициатива Республиканской коллегии адвокатов об образовании рабочей группы по разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством. В состав рабочей группы вошли адвокаты г. Астаны, Акмолинской области. В обсуждении проектов указанных документов принимали участие также и адвокаты г. Алматы и Актюбинской области. В настоящее время разработка указанных документов завершена. Приказ Министра юстиции «Об утверждении Правил оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством» опубликован в Информационно-правовой системе «Әділет». Обнародование двух других документов ожидается в ближайшее время.
7. Какие проблемы существуют на сегодняшний день?
Проблемы есть, и их решение зависит от многих факторов, требующих как законодательного разрешения, так и совершенствования правоприменительной практики. В рамках настоящего интервью не представляется возможным изложить все из них, поэтому я хочу остановиться лишь на некоторых.
Как я отмечала выше, обеспечивая гражданам доступ к бесплатной юридической помощи по назначению, законодатель не требует проведения теста нуждаемости, поэтому проверка материального состояния лица, заявившего об отсутствии средств на оплату труда адвокатов, не проводится. Это приводит к искусственному завышению числа лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, особенно по уголовным делам. По состоянию на 1 июля 2015 года адвокаты принимали участие в качестве защитников в отношении более 70 процентов граждан по уголовным делам, хотя возможно многие из них могли оплатить услуги адвоката. Это приводит также и к неэффективному использованию государством бюджетных средств. Поэтому ежегодно ощущается недостаточность выделяемых бюджетных средств, в результате чего адвокаты не могут своевременно получить заработную плату. В настоящее время после уточнения республиканского бюджета состояние с оплатой в определенной мере стабилизировалось.
До недавнего времени законодательством не решался вопрос о предоставлении лицу, не имеющему формального статуса подозреваемого или обвиняемого, права на получение квалифицированной юридической помощи. В новом Уголовно-процессуальном кодексе лицо, не имеющее формального статуса подозреваемого или обвиняемого, обозначено как свидетель, имеющий право на защиту. При этом статья 68 указанного кодекса, обязывает орган, ведущий уголовный процесс, обеспечить такому свидетелю, по его просьбе, участие защитника по назначению коллегии адвокатов или ее структурного подразделения на основании соответствующего постановления органа следствии или суд. Это касается и тех случаев, когда участие избранного или назначенного защитника невозможно в течение длительного (не менее пяти суток) срока.
Однако вопрос об оплате труда адвоката в случае отсутствия у такого свидетеля средств остался нерешенным. По этому поводу шла долгая дискуссия при разработке вышеуказанных нормативных актов, в результате чего пришли к выводу, что этот вопрос требует проработки в рамках кодекса, а не подзаконных нормативных актов.
С 1 января 2016 года вводится в действие новый Гражданский процессуальный кодекс, в котором предусматривается проведение адвокатами партисипативной процедуры. С этого периода вводится в действие также и нормы Закона РК «Об адвокатской деятельности» о проведении адвокатами партисипативной процедуры, в том числе и за счет бюджетных средств. Однако указанными актами не регламентируются круг лиц, в интересах которых адвокаты должны проводить такую процедуру.
Имеются проблемы в сфере оказания бесплатной юридической помощи при исполнении приговоров. Не во всех случаях решения вопросов, связанных с исполнением приговоров, осужденный к лишению свободы имеет право на получение бесплатной юридической помощи. Предусмотренная Уголовно-процессуальным кодексом норма об обязательности рассмотрения судом вопросов исполнения приговора с участием защитника, носит формальный характер, поскольку адвокат назначается судом лишь после поступления материалов дела в суд, а не на ранних стадиях подготовки материалов. В результате адвокат лишен возможности участвовать в процессе подготовки материалов учреждениями уголовно-исполнительной системы, что, безусловно, сказывается на исходе дела в отношении тех осужденных, которые не имеют средств для приглашения адвоката самостоятельно. Этот вопрос не решается также и уголовно-исполнительным законодательством.
Объем и качество юридической помощи является одной из главных проблем в сфере реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
Законодательством в достаточной степени регламентирована оплата труда адвоката не только за участие в конкретных процессуальных действиях, но и за действия, которые они выполняют самостоятельно. Это - ознакомление с материалами дела, составление различных документов, посещение подзащитного в следственном изоляторе для консультирования или выработки линии защиты, а также оплата времени ожидания начала и продолжения процессуального действия или судебного разбирательства случае отложения дела на другой день. Однако зачастую нормы закона в этой части не исполняются.
Также не оплачивается время, затраченное адвокатами на ожидания, поскольку ни суд, ни органы следствия, ни иные органы не готовы нести ответственность за ненадлежащую организацию судебного процесса или иных процессуальных действий, проводимых с участием адвоката. Для них не является зазорным пригласить адвоката для участия в конкретном деле и заставить его ждать начала судебного заседания или следственного действия, а по окончании следствия или судебного разбирательства отказать в оплате времени, затраченном адвокатом на ожидание или иное действие.
Проблемы оказания юридической помощи также усугубляются участившимися в последнее время фактами отказа адвокатам в допуске в здания судов и учреждений уголовно-исполнительной системы без предварительного осмотра и проверки адвокатского производства, средств мобильной связи, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, принадлежащей адвокату по мотивом борьбы с терроризмом. При этом указанные органы не допускают мысли о том, что такими действиями адвокаты приравниваются к их подзащитным, несмотря на законодательный запрет на отождествление адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь.
Республиканской коллегией адвокатов по данному поводу было сделано заявление в средствах массовой информации. Однако ответа пока мы не услышали.
Имеются проблемы и при оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в виде устного или письменного консультирования, составлении документов правового характера, не связанных с ведением конкретного дела. Для получения такой помощи человек, обратившийся к адвокату, должен представить удостоверение личности и документ, являющийся основанием для оказания юридической помощи. На практике это обременительно, особенно для пожилых людей, пенсионеров, инвалидов. По нашей инициативе, Министерством юстиции было предложено Министерству здравоохранения и социального развития рассмотреть вопрос о предоставлении адвокатам доступа к базе данных в отношении пенсионеров или инвалидов, для того, чтобы адвокаты могли получить данные о таких лицах и оказать требуемую юридическую помощь в момент обращения, без бюрократических проволочек. Однако эта инициатива Министерством здравоохранения и социального развития не была поддержана. Объяснение - защита персональных данных…. Вопрос остается открытым и требует своего разрешения.
8. Какие пути решения рассматриваются?
Проблемы оказания бесплатной юридической помощи рассматривались на коллегии Министерства юстиции Республики Казахстан в сентябре т.г. с участием представителей территориальных органов юстиции и коллегий адвокатов. По результатам обсуждения были приняты конкретные решения, в том числе и о необходимости внесения проблемных вопросов правоприменительной практики по оказанию бесплатной юридической помощи населению на рассмотрение Координационного Совета правоохранительных органов. Соответствующие предложения нами внесены в Министерство юстиции, какое решение будет принято советом, покажет время.
Также предстоит работа в рамках участия в рабочей группе Мажилиса Парламента страны по рассмотрению проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства», инициированного депутатами.
9. Какой международный опыт был бы полезен для Казахстана в вопросе реформирования системы БЮП?
Однозначно ответить на этот вопрос сложно, так как в разных странах установлен различный порядок труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь на бесплатной основе. Да и в силу различий правовой природы то, что приемлемо для других государств, может оказаться трудно реализуемым у нас. Поэтому требуется системное изучение международного опыта в этой сфере.