Выработать новые подходы (М. Уристембаева, председатель Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Актюбинском области)
Опубликовано: «Юридическая газета» от 22 января 2016 г. № 8 (2960)
Выработать новые подходы
М. Уристембаева,
председатель
Специализированного
межрайонного суда
по делам несовершеннолетних
Актюбинском области
Для эффективного и системного планирования совместной работы органов ювенальной юстиции в стране необходимо создание единого координирующего органа.
Как известно, специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних во всех областях функционируют с марта 2012 года. В рамках своих полномочий отправляют правосудие по уголовным, гражданским и административным делам, касающимся прав и интересов несовершеннолетних и в отношении их законных представителей, то есть родителей. Необходимо отметить, что экспертами Организации Объединенных Наций дана положительная оценка организации таких судов повсеместно, что послужит развитию в целом ювенальной юстиции, которая предполагает скоординированную работу всех органов и служб, деятельность которых связана с несовершеннолетними: ювенальные прокуратура и адвокатура, органы систем образования и здравоохранения, юстиции, внутренних дел, а также НПО, то есть неправительственные организации.
В этом аспекте особое внимание должно быть уделено созданию органа, координирующего деятельность всех структур. К сожалению, такого единого органа, объединяющего всех нас для системной работы, не имеется ни в областях, ни в Республике Казахстан в целом. Наряду с этим необходимы службы посредничества по применению мер, гарантирующих понимание несовершеннолетними юридических процедур, их касающихся, и возможность выразить свою точку зрения и многое другое.
Ювенальные суды функционируют более трех лет, и нами наработана определенная судебная практика. Но еще имеются тревожные моменты, которые необходимо озвучить и обсудить на всех уровнях.
Дела по заявлениям об усыновлении (удочерении) ребенка относятся к категории особого производства в силу гл. 36-1 ГПК РК, рассматриваются с обязательным участием самих усыновителей, представителей органов опеки и попечительства, а также прокурора.
В соответствии со ст. 25 Закона РК «О правах ребенка в РК» ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями или другими законными представителями. Запрещается разлучать ребенка с родителями или другими законными представителями против воли ребенка, родителей или законных представите лей. Решение о разлучении принимается тальке судом в исключительных случаях и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты ребенка.
Ст. 25 Закона гласит, что в целях создания условий для развития и воспитания в семье ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан на усыновление (удочерение) в порядке, установленном законодательством РК.
В соответствии с п. 3 ст. 93 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» родители вправе дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица.
На практике бывает, что женщины, родившие ребенка вне брака, не желающие оставлять его у себя или в медицинской организации, выписавшись, в этот же день идут к нотариусу и нотариально заверяют свой отказ от ребенка, родительских прав, дают согласие на его усыновление конкретным лицам и передают ребенка им. Получается, новорожденный ребенок матери не нужен, а посторонние лица могут делать с ним что угодно, и это фактически никем не контролируется. Мы просто надеемся на их добропорядочность и гражданскую сознательность. А ведь эти лица не состоят на учете в качестве кандидатов в усыновители, их состояние здоровья, место жительства и работы, отсутствие судимостей, характеристики никем не проверялись, они могут иметь запреты, предусмотренные ст. 91 Кодекса, исключающие установление усыновления.
На наш взгляд, в этом случае не исключена угроза жизни новорожденного ребенка, мы не можем быть уверены, что все эти лица доходят до суда, более того, нарушаются права законопослушных граждан, состоящих на учете и ожидающих своей очереди на усыновление, их по нашей области 165 человек.
В соответствии же с пп. 4 п. 2 ст. 84 Кодекса «О браке (супружестве) и семье», регламентирующим вопросы усыновления, усыновлению подлежат дети, единственный или оба родителя которых дали согласие на усыновление ребенка. Данная норма является для суда в какой-то мере обязанностью, а не правом. Дошедшие же до суда лица, желающие быть приемными родителями, усыновителями, предоставляют 29 документов, в том числе заключение органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка. Но нас беспокоит судьба детей, живущих иногда много лет в чужих семьях без соответствующего оформления. Кто может сказать, сколько их, все ли усыновлены, живы и здоровы ли они? На наш взгляд, никто не сможет ответить точно на этот вопрос. Этот факт не отрицают специалисты по охране прав несовершеннолетних.
При этом обращаем внимание на неисполнение норм ст. 117 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», когда любое физическое или юридическое лицо обязано в течение трех дней сообщить о несовершеннолетнем лице, оставшемся без попечения родителей. Этого преднамеренно не делают лица, которые, имея на руках новорожденного ребенка, желают в дальнейшем его усыновить. Из документов у них могут быть либо доверенность от биологической матери, либо согласие на усыновление ребенка.
Такие лица обычно всегда свободно обращаются к детским врачам - педиатрам по месту нахождения ребенка. Мы установили, что педиатры, наблюдавшие таких новорожденных, заведомо зная об оставлении их без попечения законного представителя, то есть биологического родителя, не сообщали о данном факте органам опеки и попечительства соответствующей административно-территориальной единицы. И что действительно происходит с таким ребенком до обращения по вопросу усыновления - неизвестно. На практике медицинские организации сообщают лишь о новорожденных, оставленных без попечения родителей в роддомах, так называемых отказниках, и этим ограничиваются. Тогда как ст. 117 Кодекса предусматривает, что выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется всеми физическими и юридическими лицами, которым стало известно об отсутствии родительского попечения. Лица, которым стало известно о подобном случае, должны незамедлительно информировать органы опеки и попечительства. Именно местный исполнительный орган при установлении такого факта в трехдневный срок со дня получения сведений обязан провести обследование жизни ребенка и обеспечить защиту прав и интересов до решения вопроса о его устройстве.
На наш взгляд, никто не проверяет преимущественное право одного кандидата в усыновители перед другим, такое впечатление, что все происходит самотеком, кто-то годами ждет своей очереди, а другие за считанные месяцы получают согласие на усыновление ребенка. К сожалению, суд не имеет возможности проверить это. Мы оцениваем те документы, которые предоставляют заявители, орган опеки и попечительства конкретному усыновителю.
Требует своего разрешения и вопрос установления происхождения ребенка.
При регистрации рождения ребенка и выдаче свидетельства о рождении в соответствии со ст. 47 Кодекса проверяется лишь законность пребывания лица на территории РК. Тем самым по совместному заявлению отцовство может быть установлено любым мужчиной, в том числе находящимся на ПМЖ либо иностранцем, подтвердившим соответствующим документом миграционных служб свое законное пребывание в РК, при этом биологическая достоверность отцовства не проверяется. При этом законная супруга мужчины, признанного отцом ребенка, может прийти в суд с заявлением об усыновлении ребенка, рожденного другой женщиной, и при этом заключение органа опеки и попечительства не требуется в силу п. 3 ст. 92 Кодекса. Несовершенства, имеющиеся в семейном законодательстве, создают лазейки лицам, желающим любым путем усыновить ребенка, уклоняющимся от процедуры установления усыновления, при этом нарушаются права других кандидатов в усыновители. Возможно, при установлении происхождения ребенка необходимо обязать заявителя предоставлять в орган РАГС доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.
Выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, рассматривается как комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. И эта серьезная и важная работа требует сегодня новых подходов.