Лента новостей
0

Особый акцент - на транспарентности правосудия (И.Еньшина)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 11.03.2016 18:27 Фото: zakon.kz

Особый акцент - на транспарентности правосудия

 

Инна Еньшина

 

Информационные технологии в судопроизводстве - сфера, на которой в последние годы Верховным Судом РК делается особый акцент. И если еще несколько лет назад для того, чтобы подать исковое заявление или изучить материалы по своему делу, необходимо было непосредственно обращаться в суд, то сейчас любой казахстанец при наличии доступа в Интернет может сделать это со своего компьютера, что называется, не выходя из дома.

С каждым годом информационные технологии, применяемые в судах Казахстана, совершенствуются, делая отечественную судебную систему все более открытой и доступной для простых граждан. О том, какие новшества внедрены в последнее время в судопроизводство, и о тех сервисах, которые планируется запустить в ближайшее время, наш разговор с руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК Ильясом Испановым.

- Ильяс Сапарбекович, участникам судопроизводства хорошо знакома Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов, в которой содержатся судебные решения, вынесенные судами республики с 2007 года. Расскажите о специфике новой системы «Төрелік», начавшей работу в этом году.

- Система «Төрелік» интегрирует в себе сайт Верховного Суда, хорошо знакомый гражданам сервис «Судебный кабинет», систему аудиовидеофиксации и объединяет их с информационными системами других госорганов. В пилотном режиме «Төрелік» запущена в 2015 году в военных судах республики, а с этого года внедрена во всех судах Казахстана. Стоит отметить, что с момента своего запуска система была усовершенствована приблизительно на 70 процентов.

Что касается знакомой гражданам системы ЕАИАС, то она действительно содержит материалы по судебным делам с 2007 по 2015 год включительно, система «Төрелік» - дела с 2016 года. В начале этого года произошла стыковка данных систем. Для простого пользователя никаких сложностей в поиске судебных решений и материалов по делу не возникло, поскольку поиск осуществляется в Справочнике по судебным делам. Для поиска материалов по делу до 2016 года он использует базу данных ЕАИАС, для решений, вынесенных начиная с этого года, - базу «Төрелік».

Специфика системы «Төрелік» в том, что в ней хранятся все материалы судебных дел, апелляционные, кассационные жалобы, заявления, обращения, запросы, письма, поступающие в суды республики.

Система «Төрелік» позволяет контролировать сроки предоставления ответов на обращения, заявления граждан и, соответственно, оптимизирует весь процесс. Важно отметить практически стопроцентное отсутствие человеческого фактора.

Поступающие в суды заявления и обращения сканируются, обратившийся получает талон о регистрации документа под определенным номером. Также предусмотрена возможность получения CMC-уведомлений о результатах рассмотрения обращения. Посредством CMC участник процесса получает логин и пароль для входа на сайт Верховного Суда, где размещены и обращение, и ответ на него, которые при желании можно распечатать.

В целом «Төрелік» отличает высокая степень надежности, она обеспечивает оперативный доступ к информации и решает задачи ведения автоматизированного учета, контроля соблюдения процессуальных сроков, упрощения делопроизводства в судах.

В этом месяце система должна пройти аттестацию в Министерстве по инвестициям и развитию. Сразу после этого мы хотим законодательно обязать юрлица, госорганы, представителей по доверенности, адвокатов перейти исключительно на электронный формат работы с судами.

- Вы сказали о том, что «Төрелік» интегрирована с информационными системами других госорганов. О каких ведомствах идет речь?

- «Төрелік» взаимодействует с информационными системами Генеральной прокуратуры, МВД, Комитета уголовно-исполнительной системы, Министерства юстиции, Министерства финансов. Так, система интегрирована с базой Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, платежным шлюзом «электронного правительства», базой исполнения судебных актов Минюста РК.

Совместно с Минфином запущена программа, в рамках которой вступившие в силу решения суда по признанию тех или иных поставщиков недобросовестными участниками госзакупок направляются в Министерство финансов. Как вы знаете, существует реестр недобросоветных участников госзакупок. До сих пор информация в него поступала через госорган, информацию в который предоставляли обратившиеся в суд с заявлением о признании недобросовестным участником госзакупок заказчики, получившие на руки вступившее в силу решение суда. Таким образом, процесс внесения в реестр существенно затягивался. Теперь же судебные решения в электронном виде поступают на портал госзакупок в оперативном режиме.

Также в прошлом году начата интеграция с информационной системой Минюста. Вы знаете, что в связи с сокращением числа государственных судебных исполнителей, большая часть исполнительных производств теперь передается частным судоисполнителям. Благодаря интеграции систем Верховного Суда и Министерства юстиции, в случае, если дело будет направлено на принудительное исполнение, соответствующий сигнал поступит в Минюст, откуда - в коллегию частных судоисполнителей по месту нахождения должника. После чего исполнительное производство будет закреплено за конкретным судоисполнителем. Таким образом, будет обеспечена прозрачность процесса, поскольку информация об исполнении, помимо коллегии частных судоисполнителей, должна будет направляться в суды, что позволит повысить качество исполнительного производства, к которому в последние годы существует немало нареканий.

Если говорить о КУИС, то интеграция заключается в передаче судебных актов по осужденным, отбывающим наказание в различных исправительных учреждениях. Здесь стоит затронуть и вопрос дистанционного ведения процессов в отношении отбывающих наказание лиц. Уже наработана определенная практика, в систему поступает все больше заявок на проведение дистанционных процессов, позволяющих существенно сэкономить время и средства на организацию судебных заседаний с участием уже осужденных лиц, которых, благодаря современным информационным технологиям, теперь не обязательно этапировать к месту проведения процесса. Это позволяет существенно экономить время и бюджетные средства.

Говоря об интеграции системы «Төрелік» с базами данных госорганов, необходимо отметить и Систему информационного обмена правоохранительных и специальных органов, что существенно облегчит поиск ответчиков. Не секрет, что ответчики зачастую сообщают недостоверные сведения о своем месте жительства, пытаясь избежать участия в процессах. Интеграция «Төрелік» с СИОПСО позволит находить человека по месту работы.

Важное значение в повышении оперативности судопроизводства имеет своевременная доставка повесток. К сожалению, не всегда есть возможность направить CMC-уведомление, в особенности, когда речь идет об ответчиках, поскольку далеко не каждый из них регистрируется в «Судебном кабинете». Для решения проблемы проведена интеграция информационных систем судебных органов и АО «Казпочта». Разработан и реализуется проект «Гибридная электронная почта», подразумевающий оперативную доставку повесток и извещений сторонам. Проект работает таким образом: судебная повестка в электронном виде посредством интеграционного модуля информационной системы судебных органов направляется в отделение АО «Казпочта», где распечатывается, упаковывается в конверт и оперативно доставляется адресату. Благодаря «Гибридной электронной почте» удалось достичь существенной экономии бюджетных средств - до 50 миллионов тенге.

Важно понимать, что интеграция информационных систем позволит, прежде всего, экономить ресурсы и время, повысить оперативность работы государственных органов и прозрачность их деятельности.

- В последнее время все большей популярностью пользуется сервис «Судебный кабинет», который позволяет гражданам, не выходя из дома, обратиться в суд с заявлением и изучить материалы по делу. Каким образом он функционирует, и планируете ли вы совершенствовать сервис?

- «Судебный кабинет» является составной частью системы «Төрелік». С его помощью любой участник процесса, будь то истец, адвокат, представитель по делу, может обратиться в суд с заявлением, обращением, жалобой, ходатайством. Если участник процесса авторизуется, введет свой ИИН, то все судебные дела, в которых он участвовал, станут для него доступны.

«Судебный кабинет» предоставляет возможность оплатить госпошлину в онлайн-режиме через Платежный шлюз «электронного правительства». С этого года должны быть интегрированы с ПШЭП и банки второго уровня, которые в зависимости от КБК оплаченную госпошлину должны направлять непосредственно в госорганы. Благодаря этому мы можем исключить из перечня документов, которые истец при подаче заявления сдает в суд, квитанцию об оплате госпошлины.

Что касается совершенствования «Судебного кабинета», то в перспективе участникам процессов будет доступна его мобильная версия, а в этом месяце по просьбе представителей адвокатского сообщества запланирован запуск отдельных веток сервиса - по уголовным, гражданским и административным делам.

- Использован ли при разработке внедренных в отечественную судебную систему информационных технологий зарубежный опыт?

- Опыт других стран наши специалисты изучают очень внимательно. Наиболее эффективные информационные технологии стараемся перенять и адаптировать. Если говорить в целом об информационно-аналитической системе судебных органов, то при ее создании мы, несомненно, опирались на зарубежный опыт, в частности, технологии, успешно применяющиеся в Австрии и Франции, странах Балтии - Латвии и Эстонии.

Саму платформу, на которой базируются «Төрелік» и АВФ, придумали в США, но программное обеспечение разработали отечественные эксперты.

Что касается дальнейшего совершенствования внедренных в Казахстане технологий, то и в этом вопросе мы не стоим на месте. Так, сейчас мы задумались над возможностью внедрения в Казахстане системы допроса участников процессов посредством Интернет-мессенджеров. Этот опыт уже успешно используют китайские коллеги. Суть проекта состоит в том, что показания у участника процесса берутся по мобильному телефону. Это существенно снижает нагрузку на суды, повышает оперативность рассмотрения дел, поскольку данная технология позволяет получить показания свидетелей, не вызывая их в суд.

- Глава государства в Плане нации «100 конкретных шагов» в числе приоритетных задач по обеспечению верховенства закона назвал обязательное оснащение всех залов судебных заседаний системой аудиовидеофиксации. На какой стадии данная работа?

- На сегодняшний день из 1401 зала судебных заседаний системой аудиовидеофиксации оснащены 1050, или 75 процентов. В этом году планируем оснастить АВФ все залы. Что касается самой системы аудиовидеофиксации, то сегодня можно услышать множество положительных отзывов от участников процессов о том, что АВФ дисциплинирует стороны, исключает необоснованные нарекания и жалобы, поскольку все, что происходит в зале судебных заседаний, фиксируется в автоматическом режиме с момента начала процесса.

Таким образом, система обеспечивает своевременность начала заседаний и позволяет свести к минимуму любые непроцессуальные контакты. Кроме того, АВФ позволяет разрешить многие вопросы, возникающие у сторон: для снятия спорных моментов достаточно просто обратиться к электронному протоколу. Все записи хранятся на специальных серверах, арендованных Верховным Судом у АО «НИТ». В случае необходимости любая запись может быть восстановлена, что исключает опасения по поводу возможной утери файлов.

Говоря о возможности доступа к судебным делам, нельзя не остановиться на вопросе информационной безопасности. В ближайшее время любой участник судебного процесса - пользователь «Судебного кабинета» - сможет благодаря внедренным в последнее время техническим новшествам, получить доступ посредством сети Интернет к аудиовидеоматериалам судебных заседаний, в которых он принимал участие. Главный риск здесь связан с обеспечением конфиденциальности данных материалов. В ближайшее время планируется ввести административную ответственность для участников процесса, которые, воспользовавшись доступом к видеопротоколам, допустили их распространение, предположим, разместили в открытом доступе в Интернете. При этом тем участникам процесса, которые видеоматериалы используют исключительно для подготовки к судебным разбирательствам, то есть не нарушают закон, опасаться нечего, наоборот, доступ к материалам АВФ посредством Интернета - еще один шаг по повышению прозрачности и доступности судебной системы.

- В вопросе повышения качества отправления правосудия важное значение имеет единообразие судебной практики. Каким образом информационные технологии в этой сфере могут прийти на помощь судьям?

- В настоящее время нами ведется работа по созданию форума обобщений судебной практики «Талдау». Данная система уже начала работу в судах, в частности, проведено обобщение судебной практики за минувший год по разным категориям дел. Каким образом функционирует система? При вынесении решения судья должен указать, отвечает ли оно обобщенной практике. Судья-координатор областного суда осуществляет проверку, действительно ли данное решение соответствует обобщению.

Главная задача разрабатываемой системы - обеспечить единообразие судебной практики, чтобы у судей разных регионов и судов не было разночтений при вынесении решений по идентичным категориям дел.

Обязанности по обобщению практики возложены на судей областных судов, которые проводят обобщения в своем регионе и отправляют материалы модератору в Верховный Суд, который готовит заключение, выносит на обсуждение коллегии и публикует в открытом доступе на форуме.

Немаловажен такой момент: председатель Верховного Суда в случае несоответствия решения обобщенной практике, и в том случае, если стороны не станут его обжаловать, сможет вносить на рассмотрение коллегии Верховного Суда требование о пересмотре дела.

До конца первого полугодия мы планируем доработать «Талдау» и запустить его для широкого круга пользователей. Стоит отметить, что обобщения судебной практики могут быть полезны не только судьям, но и рядовым гражданам, которые с помощью форума смогут узнать о существующей судебной практике по той или иной категории дел с тем, чтобы решить для себя, обращаться ли в суд.

Площадка для обсуждения и комментирования обобщений судебной практики широким кругом пользователей будет предоставлена на интернет-ресурсе Верховного Суда.

В целом, говоря о развитии информационных технологий, стоит отметить, что, благодаря внедряемым в судебную систему техническим инновациям, нам удалось добиться существенного повышения оперативности судопроизводства, снизить нагрузку на суды прежде всего в сфере документооборота, повысить доверие граждан к судам, которые успели высоко оценить внедряемые нами технологические новшества.

Важно понимать, что все внедряемые Верховным Судом инновации направлены на совершенствование системы правосудия: повышение оперативности и прозрачности судопроизводства, качества отправления правосудия, доступности и открытости судебной системы.

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: