Нелегкий путь в семью (Д.Амирова)
Нелегкий путь в семью
Дина Амирова
Сегодня в Казахстане, по официальным данным, 2,5 тыс. детей подлежат усыновлению. С другой стороны, в каждом городе страны - огромные очереди из желающих усыновить ребенка. Почему же детям и потенциальным родителям так сложно встретиться? Об этом и других проблемных вопросах усыновления рассказывает юрист-волонтер Общественного фонда «Добровольное Общество «Милосердие», вице-президент Общественного фонда «Бірге Даму» Юрий Юрин.
- Юрий Владимирович, каким образом сейчас регулируется процесс учета детей-сирот и потенциальных усыновителей на правовом уровне?
- Здесь необходимо отметить одно важное изменение, последствия которого имеют большое значение. Раньше порядок учета детей, нуждающихся в устройстве в семьи, регулировался Правилами, утвержденными постановлением Правительства РК от 30 марта 2012 года № 388. А Правила учета лиц, желающих усыновить детей - постановлением Правительства РК от 30 марта 2012 года № 386. Постановления Правительства являются нормативными правовыми актами прямого действия и обязательны для исполнения всеми государственными органами и ведомствами. Приказом министра образования и науки РК от 16 января 2015 года № 16 утверждены Правила организации учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих усыновлению, и доступа к информации о них, а приказом министра образования и науки РК от 16 января 2015 года № 15 - Правила учета лиц, желающих усыновить детей. Зачем понадобилось снижать правовой статус столь важного документа, непонятно.
- Как проходит процедура постановки ребенка на учет?
- Существующий сегодня порядок учета детей, нуждающихся в устройстве в семьи, на мой взгляд, архаичен. Он устарел и уже давно не отвечает современным реалиям. Действуют три уровня постановки на учет: район, регион и центр (республиканский уровень). То есть сначала ребенка регистрируют, к примеру, в Бостандыкском районе г. Алматы. Но усыновители, проживающие в Алмалинском районе, информации о нем не имеют. Движение информации «сверху-вниз» не предусмотрено. Граждане получат доступ к необходимым сведениям, если снимутся с учета в своем районе, городе, области и встанут на него в другом регионе. А это, несомненно, потеря очереди.
Более того, во многих случаях работники органов опеки не исполняют своих обязанностей по отношению к детям, подлежащим усыновлению. В большинстве своем это происходит из-за того, что они не имеют должной специализации. Генеральной прокуратурой РК систематически выявляются факты несвоевременного оформления пособий детям, находящимся в детских учреждениях, постановки их в очередь на получение жилья. Выявлены случаи незаконной продажи недвижимости, принадлежащей детям-сиротам.
Кроме того, искусственно создается некая «запретная» и закрытая сфера в отношении этих детей. Это принято оправдывать тем, что необходимо соблюдать права ребенка. Хотя эта закрытость только создает благоприятные условия для коррупционных преступлений и препятствует детям в реализации их главного права - расти и воспитываться в семье.
- Какие меры, на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы исправить ситуацию?
- В первую очередь сделать открытым доступ к неконфиденциальным данным детей. Подобный положительный опыт есть. На протяжении длительного времени подобные банки данных работают в Беларуси, России, на Украине. Есть хороший пример и в РК - за сравнительно небольшой период существования пилотного проекта «Усыновите.kz» семьи обрели более 400 детей. На мой взгляд, государству необходимо создать аналог проекта, оформленный на законодательном уровне. Для этого следует сформировать открытый банк данных, который будет содержать только производные данные детей (рост, вес ребенка, наличие братьев и сестер). Также целесообразно, чтобы этот информационный банк действовал в рамках ресурса «электронное правительство». Таким образом, проектом будут заниматься незаинтересованные лица, что исключит коррупционные правонарушения, а главное - поможет встрече детей и их потенциальных родителей. Конечно, не стоит забывать и о других формах устройства ребенка в семью.
- Расскажите о них подробнее.
- Распространены следующие формы. Опека (попечительство) - это принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Но опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за него, являясь законным представителем. Еще одна форма устройства - патронатное воспитание - предусматривает воспитание в семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель этой формы устройства - социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в учреждении. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным и зависит от ситуации. Самое главное, что должны понять чиновники всех работающих в этой сфере ведомств: если все формы устройства ребенка в семью будут активно работать, то через несколько лет детские учреждения нашей страны можно будет с чистой совестью закрыть, так как не останется ни одного ребенка без семьи.
- Юрий Владимирович, как вы относитесь к законопроекту, предусматривающему ряд поправок, ужесточающих требования к агентствам по усыновлению?
- Ужесточение требований к иностранным усыновителям, особенно в части предоставления ими регулярных отчетов уполномоченному органу РК, считаю жизненно необходимым. Равно как и необходимо навести порядок в аккредитации и осуществлении деятельности иностранных агентств по усыновлению. В соответствии с требованиями Кодекса и подзаконных нормативных актов иностранные граждане могут усыновить ребенка из Казахстана только через аккредитованные агентства по иностранному усыновлению. Требования к аккредитации таких агентств достаточно строгие. Конечно, здесь очень много спорных моментов. Но, так или иначе, хочется надеяться, что ужесточение требований к иностранным усыновителям положительно скажется на деятельности агентств по усыновлению, которая должна стать более прозрачной.