Опыт административной юстиции (Л.Сактаганова)
Опыт административной юстиции
Линара Сактаганова
Внедрение административной юстиции является своевременным и логичным шагом реформирования казахстанской правовой системы.
Таким был лейтмотив семинара, организованного в рамках проекта Европейского Союза «Платформа верховенства права - Центральная Азия» при содействии Министерства юстиции и Верховного Суда РК.
В мероприятии по обсуждению перспектив развития действующего законодательства об административных процедурах и правоприменительной практики приняли участие директор Департамента законодательства МЮ РК Ерлан Бузурбаев, судья Верховного Суда Жанна Ермагамбетова, менеджер проекта представительства ЕС в Казахстане Гульнара Дусупова, судья Административного суда г. Берлин Йорг Пуделька и другие эксперты Казахстана и зарубежных стран.
Директор Департамента законодательства Министерства юстиции Ерлан Бузурбаев отметил важность проекта Закона «Об административных процедурах». Выступая разработчиком законопроекта, Министерство юстиции тщательно изучает международный опыт. По словам Е. Бузурбаева, сегодня разработанный законопроект находится на этапе обсуждения.
- Обсуждение законопроекта позволяет довести до заинтересованных лиц суть предлагаемых изменений, которые в определенной степени носят революционный характер, - подчеркнул Ерлан Бузурбаев и пояснил, что внедрение административной юстиции направлено на повышение уровня правосознания государственных органов, правоприменителей, а также является основным инструментом обеспечения прав граждан и юридических лиц.
Особую заинтересованность в изучении опыта зарубежных стран, имеющих положительный опыт в сфере административных процедур и административной юстиции, выразила также судья Верховного Суда Жанна Ермагамбетова.
- Административные процедуры имеют важнейшее юридическое значение в практике правового строительства и публичном управлении. Данный институт является неотъемлемой частью современного административного права. В странах, которые имеют положительную практику применения законодательства об административных процедурах в системах государственного управления установился надлежащий правовой порядок, открытость и доступность функционирования аппарата государственного управления, реальная ответственность должностных лиц и государственных служащих, - отметила она.
Вместе с тем судья напомнила, что создание административной юстиции предусмотрено Концепцией правовой политики РК на 2010-2020 годы, которая должна стать полноправной формой осуществления правосудия наряду с уголовным и гражданским судопроизводством. Верховным Судом разработан проект Административного процессуального кодекса. Данный законопроект будет охватывать всю сферу административного процесса, который будет регламентировать деятельность специальных судебных административных органов по контролю за законностью в сфере государственного управления, а также предусматривает порядок судопроизводства по разрешению публично-правовых споров.
Менеджер проектов Представительства ЕС в Казахстане Гульнара Дусупова, в свою очередь, подчеркнула, что строгое соблюдение правил административных процедур и процесса является основополагающим фактором для осуществления административной юстиции. В этом контексте она отметила, что сотрудничество Казахстана с Европейским Союзом направлено на укрепление процессуальных гарантий.
В ходе обсуждения вопросов внедрения административного законодательства консультант проекта GIZ «Содействие правовой государственности в Центральной Азии» Виктор Кесслер назвал основные проблемы, возникающие при принятии закона об административных процедурах, и пути их решения.
В частности, он считает необходимым четко разграничить сферу применения Закона «Об административных процедурах» и Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц». Эксперт отметил, в ряде стран ЦА правоприменительные органы не всегда знают разницу между данными законами.
Не менее важной проблемой, на его взгляд, является отсутствие гармонизации законодательства. В данном случае спикер отметил необходимость снижения противоречий законов.
- Каждый орган применяет свой отраслевой закон и внутриведомственные нормативные акты для проведения административных процедур, а не общий закон об административных процедурах, - пояснил он. Важным аспектом, на его взгляд, также является уровень знаний правоприменителей.
В целом спикер отметил высокое качество казахстанских законопроектов.
Судья Административного окружного суда Латвии Диана Макарова поделилась опытом по административному праву Латвийской Республики. По ее словам, после восстановления независимости Латвии несколькими правительственными декларациями была предусмотрена разработка проекта закона об административном процессе. Административно-процессуальный закон в парламенте Латвийской Республики принят 25 октября 2001 года и регулирует ход рассмотрения административных дел как в учреждении, так и в суде.
Как пояснила Д. Макарова, административные суды созданы с целью защиты частного лица от произвола органов государственного управления.
Об административном праве Германии и Центральной Азии участникам подробно рассказал Йорг Пуделька. По его словам, на постсоветском пространстве полноценная система административной юстиции функционирует в странах Южного Кавказа и Балтии.
Проводя обзор ситуации и действующего законодательства, Йорг Пуделька отметил, что стабильные изменения в административном праве зависят не только от формальных шагов, но и от подлинных инноваций, основополагающих реформ и изменения сознания как профессиональных правоприменителей, так и населения. В целях эффективной реализации законодательства эксперт озвучил ряд рекомендаций для высших должностных лиц стран Центральной Азии. Прежде всего говорилось о необходимости дальнейшей пропаганды идей по осуществлению реформы законодательства об административных процедурах и об административном судебном процессе. Немаловажное значение также имеет изучение международного опыта, включение современных подходов в области административного права в программы обучения и повышения квалификации юристов, а также мониторинг осуществления реформ со стороны государства и гражданского общества.