Интернет должен оставаться свободным (А.Нурмаков)
Интернет должен оставаться свободным
Адиль Нурмаков
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович дала Digital.Report первое интервью после продления ее мандата в этой должности еще на один срок.
Digital.Report: Защитники свободы слова всегда подчеркивают важность наличия и развития института общественных теле- и радиовещателей в странах, где независимые СМИ еще (или уже) недостаточно сильны. В сегодняшних условиях всеобщей цифровизации, видите ли вы потенциал у института общественных онлайн-СМИ?
Дуня Миятович: Общественное телевидение и радио играют и будут продолжать играть очень важную роль для свободы прессы в любых обществах. В ряде стран-участниц ОБСЕ такие институты сегодня либо отсутствуют, либо им не хватает финансирования. Да, я вижу потенциал в онлайн-медиа, которые могут служить общественным интересам, однако их не надо развивать за счет общественных вещателей. Скорее, такие интернет-ресурсы должны выступать дополнением к общественным телевидению и радио.
Расскажите о программе Open Journalism, которую ведет возглавляемый вами офис.
Этот проект продолжается — на сегодня мы уже провели три экспертные встречи, в которых принимают участие специалисты, люди, вовлеченные в общественную политику, регуляторы сфер СМИ и интернета. Мы обсуждаем практики и терминологию Open Journalism, правовые аспекты, вопросы подотчетности и проблемы госрегулирования. На нашей последней встрече в декабре прошлого года, центральной темой была роль посредников, прямо влияющих на дистрибуцию журналистского онлайн-контента и доступ пользователей к нему.
Результатом каждой встречи являются коммюнике и рекомендации. Программа Open Journalism будет продолжена в 2016 году — ждите анонсов.
Социальные медиа часто рассматривают как последний бастион свободы выражения для многих стран с ограничительными практиками в отношении СМИ. Но последние тенденции показывают, что соцсети могут стать полем широких и массовых манипуляций — искажая новостную картину намеренными вбросами и пропагандой, подключая «фабрики троллей». Как по-вашему, социальные медиа по-прежнему играют позитивную роль для публичного дискурса?
Позвольте мне в первую очередь сказать, что интернет должен оставаться свободным и открытым ресурсом — иначе никак. Интернет дает широкой общественности возможность принять участие в политических дискуссиях, делиться и получать доступ к информации и многообразию мнений, что всячески способствует любому обсуждению в публичном поле.
Что касается платформ социальных медиа, то они стали полезным инструментом для реализации многими людьми своего права на свободу прессы и свободу выражения. Я считаю, что их важность и значимость будет только расти, в том числе в плане создания онлайн-среды для общественных дебатов. Любая попытка помешать свободе выражения в интернете — на сайтах, в блогах или в соцсетях — подлежит осуждению.
Рост экстремизма и использование террористами новых технологий ухудшили ситуацию с регулированием интернета во многих странах региона ОБСЕ. Власти все чаще хотят усилить контроль, ограничить анонимность и блокировать контент, руководствуясь соображениями национальной безопасности. До каких пределов допустима политика «кибер-суверенитета»?
Прежде всего, должна подчеркнуть, что я признаю и всецело уважаю важность законной деятельности любого правительства по обеспечению безопасности граждан и организации превентивных мер. Однако, власти зачастую — и все чаще в последнее время — вносят поправки в законодательство и предпринимают административные действия для того, чтобы подчинить интернет и сокрушить свободу выражения в нем. Нередко это делается под видом защиты национальной безопасности. По моему мнению, национальная безопасность, в ряде случаев, является лишь предлогом для авторитарных режимов, желающих контролировать интернет и блокировать «проблемные» сайты, включая социальные медиа.
Неизбежна ли «балканизация» интернета? Не являемся ли мы свидетелями конца интернета, каким мы его знали (или думали, что знаем)?
Надеюсь, что нет. Интернет по своему замыслу и структуре свободен и полагается на свободное движение информации без границ. И мы должны делать все, что в наших силах для того, чтобы защитить от посягательств именно такой, свободный интернет.