Роль судебной системы в улучшении инвестиционного климата (Айгуль Кенжебаева, Управляющий партнер международной юридической фирмы DENTONS)
Роль судебной системы в улучшении инвестиционного климата
Айгуль Кенжебаева
Управляющий партнер
международной юридической фирмы
DENTONS,
Председатель Управляющего совета
Республиканского
общественного объединения
«Коллегия коммерческих юристов
«KAZAKHSTAN BAR ASSOCIATION»,
Член Международного совета
при Верховном суде Республики Казахстан
Для дальнейшего развития любой стране нужны инвестиции. Все страны мира постоянно конкурируют между собой за инвестиции, и с глобализацией экономики эта конкуренция усиливается. Казахстану необходимо не только не отстать в этой борьбе, но и выйти вперед. Как это сделать, как привлечь инвестиции? Нужно заработать доверие всех граждан, включая, конечно, инвесторов. Что необходимо инвесторам?
Прежде всего, необходим так называемый «бизнес кейс», экономически состоятельный проект. Для этого, конечно, нужны обученная рабочая сила, инфраструктура, природные ресурсы и так далее. И если Казахстан не имеет в достаточном количестве одного, то у него есть в избытке другое. Поэтому в целом, Казахстан здесь вполне мог бы конкурировать со многими другими странами.
Не менее важным для инвесторов является доверие к правовой системе. Понимание того, что именно правовая реформа способна повести за собой экономику в принципе уже есть. План нации 100 конкретных шагов в основе своей направлен на решение именно этой задачи. План нации содержит большое количество шагов в области правовой реформы, и они во многом направлены на привлечение инвестиций. Сделано и делается в этом направлении немало, включая принятие огромного числа новых и, в большинстве случаев, достаточно качественных законов, включая создание специализированных судов по рассмотрению споров с участием инвесторов.
Однако, ни само по себе существование инвестиционных судов, ни другие формальные изменения в законодательстве не приведут к желаемому результату пока все члены общества, включая в первую очередь судей, не поменяют свои взгляды на роль права в жизни общества, не поймут, что существует разница между такими понятиями как «право» и «закон», как «дух» и «буква» закона.
В качестве примера можно привести практику применения судами иммиграционных правил. Было немало случаев, когда представитель бизнеса, намеревающегося произвести инвестиции в стране, по какой-либо причине на день или два пропускает срок разрешенного пребывания в стране, его снимают с самолета и сажают под арест на срок до десяти суток. Соответствующая статья закона позволяет ограничиться предупреждением или штрафом, но суды часто избирают именно лишение свободы. Такое применение судами закона идет вразрез с политикой государства по привлечению инвестиций. Получается, что иностранец может приехать в Казахстан на срок до 15 дней вообще без визы, но в случае задержки хоть на один день может оказаться в неприятных обстоятельствах.
Другой пример, трудовые споры. Общеизвестно, что суды обычно решают такие споры в пользу работника. Это ставит в трудное положение работодателей. Примечательно, что такой подход уже изменен Трудовым кодексом, в котором провозглашен принцип баланса интересов работника и работодателя. Мы ожидаем строгого соблюдения судами этого нового принципа.
Пример Плана нации 100 конкретных шагов показал, что надо действовать именно таким образом: принимать план конкретных шагов и строго контролировать его выполнение. Ведь сколько раз принимались различные грандиозные программы и не выполнялись. Но этот план оказался достаточно успешным, так как включал в себя конкретные шаги, выполнение которых легко контролировать. В результате, почти все шаги уже выполнены!
С целью улучшения судебной системы предлагаю следующее:
1. Обеспечить возможность контекстного поиска судебных актов в базе данных судебных решений. База судебных решений в настоящее время существует, и, в принципе, решения доступны. Однако, отсутствие возможности контекстного поиска существенно умаляет ее эффективность.
Функционирование полной базы судебных актов с возможностью быстрого нахождения в ней судебных актов по различным критериям (по ключевым словам, по отраслям права и отдельным институтам права, по дате, по суду, принявшему решение, и так далее) позволит решить или способствовать решению многих важных задач, стоящих перед обществом, в частности:
• В осуществлении задачи единообразия судебной практики. В этом отношении поистине революционную роль играет недавнее Нормативное постановление Верховного суда (от 15 января 2016 года № 1) «О праве доступа к правосудию и правомочиях Верховного суда Республики Казахстан по пересмотру судебных актов». Единообразие судебной практики и единообразие в толковании и применении судами норм права проходит красной нитью через весь документ. Единообразие применения закона достигается не только посредством принятия Верховным судом нормативных постановлений, и не только возможностью пересмотра вступивших в силу судебных актов в кассационном порядке, но, самое главное, в том, что широкая общественность, государственные органы будут видеть, как суды применяют те или иные нормы права, и будут следовать соответственному толкованию этих норм. В этом смысле, хотя у нас не действует система судебного прецедента, решения судов по конкретным делам, тем не менее, уже имеют и будут иметь важное регулирующее значение;
• В развитии науки гражданского права, государственного управления, финансового, горнорудного и других отраслей права. Только изучение судебных актов позволит ученым увидеть существующие проблемы права и правоприменения;
• В существенном продвижении Казахстана в рейтинге Doing Business, проводимого Всемирным банком.
2. Верховному суду необходимо принимать каждое свое решение как образцово-показательное: каждое решение должно быть написано высоко-профессионально и по форме и по содержанию, содержать развернутый анализ вопросов, по которым принимается решение, должно быть непредвзятым, должно полностью соответствовать не только букве, но и духу закона, должно вызывать доверие к правосудию. Необходимо требовать соблюдения таких же стандартов и от областных судов. Необходимо разгрузить нижестоящие суды, снабдить судей грамотными помощниками с тем, чтобы они тоже выпускали решения в соответствии с указанными стандартами.
3. Наряду с повышенными требованиями к судьям, ГПК предъявляет повышенные требования и к другим участникам процесса - сторонам по делу. По новым правилам стороны должны действовать быстро и эффективно; введены ограничения по срокам ведения процесса, срокам предоставления доказательств и так далее; то есть, сейчас без высокопрофессиональных представителей в суде есть большая вероятность оказаться в проигрыше. Поэтому возрастает значимость института представительства в суде. До недавнего времени в суд допускались любые лица, не имеющие даже юридического образования. В ГПК уже включено положение о необходимости юридического образования. Но этого недостаточно. Кроме юридического образования необходимо иметь механизмы обеспечения качественного состава представителей, установление и соблюдение ими требований профессиональной этики, повышения квалификации и так далее. Государство не может и не должно заниматься такими проблемами. Во всем мире практикующие юристы осуществляют свою деятельность через признанные государством саморегулируемые организации. Переход к саморегулированию, передача несвойственных государству функций в конкурентную среду отражен в Плане нации (шаг №97). Переход к системе регулирования практикующих юристов через их саморегулируемую организацию - является важным шагом к повышению доверия граждан и инвесторов к нашей правовой системе.
4. Недавно созданные инвестиционные суды должны на практике доказать, что они способны разрешать споры между инвесторами и государственными органами на беспристрастной основе. Инвесторы будут внимательно наблюдать за каждым решением, принятым в новом порядке. С данным нововведением в законодательство Казахстан имеет шанс сделать гигантский шаг к достижению верховенства права, и этот шанс упустить нельзя.