Институт банкротства в зарубежных странах (М.К.Байгелов, Судья СМЭС г. Астаны)
Институт банкротства в зарубежных странах
Байгелов М.К.
Судья СМЭС г. Астаны
Переход к рыночным отношениям в том или ином государстве, как следствие порождает вопрос несостоятельности предприятий (банкротства) вне зависимости от их организационно-правовой формы, штатной численности работников либо оборотных средств, поскольку не каждый хозяйствующий субъект может обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.
Банкротство - кризисное состояние и его преодоление требует специальных методов финансового управления, выработанных рыночной экономикой для диагностики банкротства и принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства.
Банкротство и ликвидация убыточных предприятий - нормальная картина для стран с развитым рыночным хозяйством. Подобные процессы оздоровляют экономику, освобождая ее от аутсайдеров предпринимательской деятельности, что способствует структурной перестройке и обновлению производства.
При банкротстве предприятий Франции и США, в отличие от других стран, в большей степени защищаются права должника, нежели кредиторов, а в Германии интересы кредиторов настолько приоритетны, что их долги погашаются должником перед возникшими расходами в ходе процедур банкротства.
В Венгрии круг юридических лиц, которые могут начать процесс банкротства, значительно шире по сравнению с законодательством других стран. Наряду с коммерческими банками и другими кредиторами в него включаются Налоговое и Таможенное управление, а также Главное управление по социальному страхованию. Предусмотрены санкции против юридических и физических лиц, препятствующих предоставлению объективной информации о финансовом положении хозяйственного субъекта.
В Чехии процедуру удовлетворения требований кредиторов в судебном порядке определяет закон «О конкурсе и платежах», который изначально предусматривал решение о финансовой ситуации предприятия исключительно в судебном порядке. Новая его редакция включила дополнительную фазу - внесудебное разбирательство в течение так называемого защитного периода. Продолжительность защитного периода определена в среднем в 3 месяца. Она может быть продлена еще на 3 месяца при согласии комитета кредиторов. Юридическим лицам, включенных в список приватизируемых предприятий, может быть предоставлен защитный период до 6 месяцев. Предложение об этом может внести в суд соответствующее министерство. В течение льготного периода должник обязан предпринять активные меры по выходу из банкротства. В это время кредиторы не могут требовать от него удовлетворения своих претензий.
В Польше, в настоящее время процедура банкротства распространяется на все имущество должника. Даже при превышении активов над обязательствами возможно объявление его банкротом, в связи с длительным прекращением выплат по долгам. Подобная ситуация не исключена, если активы не могут быть реализованы и должник не имеет свободных оборотных средств для погашения своих обязательств. В момент объявления банкротства несостоятельный должник на основании закона теряет права на управление, использование и распоряжение имуществом. Все действия по процедуре банкротства находятся в компетенции суда либо назначенного им судьи-комиссара. Таким образом, польское законодательство предоставляет кредиторам гораздо меньше прав в отношении имущества.
Отличительным моментом для стран Восточной Европы является то, что политика большинства данных государств была ориентирована на социальный строй и они, переживали переход к рыночным отношениям. По этой причине становление и развитие института банкротства в представленных государствах схоже с отечественным.
В странах Западной Европы рыночные отношения не претерпевали перерыва, вследствие чего процедура банкротства в капиталистических странах более совершенна.
Бельгийский закон о банкротстве предусматривает несколько процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника, и одну процедуру принудительной ликвидации несостоятельного должника с продажей его активов и распределением средств среди кредиторов. Только последняя процедура называется «банкротством», хотя процедуры реструктуризации и мирового соглашения, порядок их осуществления также определен в законе. Для осуществления банкротства суд назначает куратора, при этом органы управления и собственники должника теряют свои полномочия. Контролирует деятельность куратора судебный комиссар, который следит, чтобы куратор действовал в строгом соответствии с законом, рассматривает все жалобы на действия куратора, и в случае выявления нарушения обращается в суд.
Таким образом, институт банкротства формируется и развивается во всех странах с рыночной экономикой, при этом в странах с исторически сложившимися рыночными отношениями институт банкротства имеет более богатый опыт, из которого можно почерпнуть множество положительных аспектов.
Вместе с тем, механическое отображение положений зарубежных стран на институт банкротства в нашем государстве невозможно, исходя из специфики экономического, политического и социального устройства Республики Казахстан.