Определить ясно и четко (С.Узыканов, судья суда № 2 г. Семея)
Определить ясно и четко
Саганбек Узыканов,
судья суда № 2 г. Семея
Принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний, будучи неотъемлемым элементом верховенства права, выступает как в законотворческой, так и в правоприменительной деятельности в качестве необходимой гарантии обеспечения эффективной защиты от произвольных преследования, осуждения и наказания.
Задачи уголовного законодательства решаются на основе совокупности принципов (общих, межотраслевых, отраслевых), то есть базовых начал, в соответствии с которыми строится как его система, так и в целом осуществляется уголовно-правовое регулирование.
Из этого следует, что закон необходимо понимать в точном соответствии с его текстом, а при необходимости применять его буквальное или ограничительное толкование, как это вытекает из положения Конституции о разрешении неустранимых сомнений в пользу обвиняемого.
Уголовная ответственность может считаться законно установленной и отвечающей требованиям Конституции только при условии, что она адекватна общественной опасности преступления и что уголовный закон ясно и четко определяет признаки этого преступления.
Полагаю, что нарушение принципа формальной определенности имеет место при конструировании и изложении санкции ч. 1 ст. 346 УК РК в части дополнительного наказания как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Поскольку судейское усмотрение, толкование нормы могут отражать различные точки зрения, то данное обстоятельство вызывает определенные трудности при реализации данной нормы.
Так, диспозиция ч. 1 ст. 346 УК гласит: «Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, либо передача такому лицу управления транспортным средством, а равно допуск такого лица к управлению транспортным средством, совершенный должностным лицом или собственником либо владельцем транспортного средства». При этом предусмотрено дополнительное наказание - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на три года. Данная норма относится к гл. 14 УК - «Транспортные уголовные правонарушения».
В Уголовном кодексе редакции 1997 года было четко и ясно прописано дополнительное наказание за совершение транспортных преступлений - это лишение права управления транспортным средством.
Полагаю, что содержание нормы редакции Уголовного кодекса 2014 года в части дополнительного наказания подвержено расширительному толкованию закона.
В данной норме одним из субъектов уголовного правонарушения указано должностное лицо, и назначение дополнительного наказания не вызывает трудностей, поскольку данный вид наказания назначается лицу, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах РК, других войсках и воинских формированиях РК либо к моменту вынесения приговора уже не занимало должность и не осуществляло деятельность, с которой было связано совершенное уголовное правонарушение.
Содержание данного вида наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной деятельностью.
Значимость данного вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы при совершении уголовного правонарушения.
Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрете на занятие профессиональной деятельностью или иной деятельностью лицом, совершившим уголовное правонарушение, характер которого связан с этой деятельностью.
Под профессиональной деятельностью следует понимать врачебную, педагогическую, торговую, фармацевтическую и другие виды профессиональной деятельности. К иной деятельности следует отнести занятие охотой, рыболовством, управление транспортным средством.
П. 22 нормативного постановления Верховного Суда № 4 от 25 июня 2015 года «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» разъясняется, что в соответствии со ст. 50 УК в каждом случае совершения лицом преступления, связанного с исполнением обязанностей по должности или занятием определенной деятельностью, суд обязан, учитывая характер совершенного преступления, обсудить вопрос о лишении подсудимого права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В резолютивной части приговора должности или вид деятельности должны быть указаны конкретно. Недопустимо, в частности, лишать осужденного права работать в той или иной отрасли либо в каких-либо учреждениях, организациях без определения круга должностей, занимать которые он не вправе. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора подсудимый уже не занимал должность или не занимался деятельностью, с которой было связано совершение преступления, не является препятствием для применения указанного дополнительного наказания.
Поскольку транспортные преступления непосредственно связаны с правом управления транспортным средством, то в абзаце втором вышеназванного пункта разработчик нормативного постановления особо выделил дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством, указав при этом, что оно может быть назначено в соответствии с санкцией уголовного закона независимо от того, имеет ли это лицо водительские права либо было лишено их в порядке административного наказания.
Полагаем, что здесь необходимо дополнить норму словом «профессиональной» (деятельностью) либо конкретизировать норму, заменив «занятие определенной деятельностью» на «лишение права занимать определенные должности», поскольку имеется специальный субъект - должностное лицо.
Также внести корректировку в норму, определяющую субъектов данного преступления, исключив одно из понятий - «собственник транспортного средства» или «владелец транспортного средства», поскольку они имеют тождественное значение.
В судейской практике в период начала действия нового Уголовного кодекса с 1 января 2015 года возникали определенные трудности при назначении наказания виновному лицу, особенно молодым людям, не имеющим профессии, не работающим и не являющимися собственниками либо владельцами транспортных средств.
Принятое вышеназванное нормативное постановление разрешило некоторые вопросы, однако право внести окончательные коррективы в обсуждаемую правовую норму остается за законодателем.