Законопроект о дерегулировании рынка поступит в Мажилис осенью (Ж.Сердалина)
Законопроект о дерегулировании рынка поступит в Мажилис осенью
По просьбе редакции palata.kz заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Рустам Журсунов прокомментировал, каким будет значение саморегулируемых организаций для бизнеса.
- Рустам Манарбекович, на этой неделе в Мажилисе обсудили вопросы дерегулирования рынка, и, в частности, за счет передачи государственных функций в конкурентную среду. Получит это поручение Главы государства поддержку в виде соответствующего закона?
- Да, естественно. На открытии первой сессии Парламента шестого созыва Главой государства уже поручено дальнейшее совершенствование законодательства в части передачи государственных функций в конкурентную среду. Соответствующий законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду» будет разработан и внесен осенью этого года. При этом роль «Атамекена» будет так же активна, как и при разработке закона «О саморегулировании». Как вы знаете, вчера он был введен в действие. И сейчас в этом направлении Национальной палатой предпринимателей ведется большая работа с субъектами предпринимательства.
Что касается передачи функций в конкурентную среду иными способами: госзаказ, госзадание, аутсорсинг, за счет услугополучателей, то здесь необходимо проведение глубокого анализа. В каких случаях возможна передача, на каких основаниях, на каких принципах, в какие сроки и какие этапы? При этом участие Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» будет активна на каждом этапе передачи.
- То есть законопроект осенью будет внесен на рассмотрение в Мажилис?
- Да. Отмечу, что законопроект буден носить базовый характер, в связи с чем говорить о передаче каких - то конкретных функций преждевременно.
- Хорошо. На ваш взгляд, будет ли эффективной судьба вступившего в силу на днях закона «О саморегулировании»?
- По нашему мнению, закон содержит необходимый базовый пакет норм, необходимый для нормального запуска развития института саморегулирования в Казахстане. В то же время мы видим ряд существенных рисков, о которых мы говорили и в стенах Мажилиса. В частности, мы видим риски во введении обязательного саморегулирования в предпринимательской деятельности. Закон «О саморегулировании» предусматривает два вида саморегулирования: добровольное и обязательное. Обязательное саморегулирование может быть введено в предпринимательской или профессиональной сфере, к последней относятся адвокаты, нотариусы. Например, если Вы не член нотариальной палаты, то Вы не сможете стать нотариусом. Но при этом нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели в извлечении дохода. Стоимость услуг нотариусов тарифицирована, а профессиональный уровень примерно един. Чего не скажешь о предпринимательской деятельности. Субъекты бизнеса не однородны ни по профессиональному признаку, ни по уровню финансового развития, в связи с чем мы здесь видим определенные риски, в виде возможной монополизации рынка. И, действительно, вход в бизнес будет очень серьезным фильтром в виде такой саморегулируемой организации. Поэтому при создании таких организаций должна быть наибольшая точка внимания. Как раз о таких рисках говорили депутаты Мажилиса, обращая внимание на российский опыт. Вот, например, саморегулирование в строительной отрасли, рыбной отрасли - это тот же вход в бизнес. Монополизация данных рынков в России повлекла огромные издержки для бизнеса. По нашему мнению, целью саморегулирования является повышение качества услуг и товаров для потребителя, поскольку в принципе это не является задачей государства и с этой ролью ему сложно справиться. Поэтому мы неоднократно говорили о необходимости, в первую очередь, развивать добровольное СРО, а, во-вторых, в развитии саморегулирования сделать акцент на цеховые объединения. Например, оценщики или аудиторы. Во всем мире субъектами объедения в данных сферах выступают физические лица, а у нас юридические. Это нонсенс в мировой практике.
Если Вам интересен опыт Германии, то немцы говорят, у нас есть ценности: первое - здоровье человека, поэтому медики должны объединяться. Вторая для нас ценность, говорят немцы, это права и охраняемые интересы граждан, юристы должны объединяться, третья ценность для нас - это образование и будущее наших детей, поэтому учителя тоже должны объединяться. Исходя из этих посылов, они объединяются по цехам как физические лица. И когда коллегия смотрит практику той или иной больницы, они обращают внимание именно на уровень практикующих врачей, а не больницы, в которых они работают. И тогда идет качественный сдвиг.
- Значит, в рамках закона предприниматели могут либо добровольно объединиться в саморегулирующие организации, либо сделать это в обязательном порядке?
- На первом этапе обязательное саморегулирование будет введено в сферах, где имеется обязательное членство в некоммерческих объединениях, таковыми сферами предпринимательской деятельности являются оценочная, аудиторская, сфера экологического аудита. Остальные виды экономической деятельности, при наличии признаков, предусмотренных законом «О саморегулировании», могут прийти к саморегулированию исключительно по мере своего профессионального эволюционного развития. При этом отмечу, что обязательное саморегулирование может быть введено только отраслевыми законами, и после процедуры анализа регуляторного воздействия, где правом проведения альтернативного анализа обладает Национальная палата предпринимателей «Атамекен».
Жанар Сердалина