Объединяя теорию с практикой (И.Еньшина)
Объединяя теорию с практикой
Инна Еньшина
Недействительные сделки в гражданском праве стали предметом обсуждения в ходе ежегодных цивилистических чтений в Алматы, организованных Научно-исследовательским институтом частного права Каспийского университета совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ).
Участие в форуме принимают судьи Верховного и областных судов Казахстана, представители Конституционного Совета, Министерства юстиции РК, ученые и юристы-практики из Казахстана, Германии, России, Украины, Греции, Латвии, Молдовы, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана.
Инициаторами проведения цивилистических чтений, проводимых в нашей стране уже в 18-й раз, и авторами основных докладов конференции являются директор НИИ частного права Каспийского университета д.ю.н., профессор Майдан Сулейменов и профессор Бременского университета, почетный профессор Каспийского университета, доктор права Рольф Книпер, к 75-летию которого столь представительный форум приурочен в этом году.
- Тема нашей сегодняшней конференции является одной из основополагающих и актуальных для гражданского права. Очень рад, что конференция вызвала большой интерес и собрала большое количество участников из дальнего и ближнего зарубежья. Для нас участие в подготовке и проведение этого форума является почетной миссией, которая демонстрирует первостепенное внимание к формированию исследовательского потенциала университета. Надеюсь, что научные дискуссии, практические решения конференции послужат дальнейшему развитию гражданского законодательства наших стран, - подчеркнул в своей приветственной речи ректор Каспийского университета Жолдасбек Нусенов.
- Большинство стран СНГ испытывают приблизительно одинаковые трудности в развитии правовой науки, нормотворчестве и правоприменительной практике. Совместное обсуждение этих проблем позволит выявить общие тенденции их развития, а также будет способствовать унификации правовой системы, - отметил судья Верховного Суда РК Дуйсен Тумабеков.
Стоит отметить, что тема недействительных сделок организаторами конференции выбрана не случайно. Не так давно презентован проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства», предполагающий внесение в Гражданский кодекс РК понятий ничтожной и оспоримой сделок, а также изменений и дополнений по вопросам недействительности сделок и их последствий. Среди отечественных юристов данный законопроект вызвал жаркие дискуссии.
- Сейчас активно обсуждается вопрос о внедрении в законодательство понятия ничтожных сделок. Более того, готовится нормативное постановление Верховного Суда, в котором вводится разделение на ничтожные и оспоримые сделки, хотя это противоречит Гражданскому кодексу. Такого быть не должно. Второе - понятие ничтожных, оспоримых сделок полностью копируется из российского законодательства, хотя многие российские эксперты признают, что введение понятия ничтожных сделок было ошибочным. За 20 лет у нас сложилась своя судебная практика, своя теория, в судах вполне официально появилось признание сделки несовершенной. По этому пути, на мой взгляд, нам и надо идти: вместо понятия «ничтожные сделки» пользоваться понятием «несовершенные сделки». Конечно, это очень сложный вопрос, его надо тщательно прорабатывать. И я призываю к тому, чтобы не торопиться, - отметил, обращаясь к участникам конференции, профессор Майдан Сулейменов.
Опытом Германии в плане теории и практики недействительности сделок поделился с участниками форума профессор Рольф Книпер, который, в частности, остановился на вопросе необходимости признания сделок недействительными в судебном порядке.
- Мотивы к проекту Гражданского кодекса Германии 1888 года решили споры о необходимости участия суда одним единственным предложением: «Является излишним указание на то, что для возникновения последствий ничтожности судебное решение с объявлением о ничтожности не является необходимым». Так как и оспоримые правовые сделки после их оспаривания считаются изначально ничтожными, то они тоже были охвачены этим четким решением. Актами Гражданского кодекса Германии судебные решения считались излишними, потому что совершенно очевидно, что частная правовая сделка, которой закон отказал в признании, сама по себе не может вызывать последствий. Дополнительный отдельный государственный акт - решение суда - является излишним, - подчеркнул Р. Книпер. - В различных правопорядках различные инстанции авторизованы объявлять об оспаривании правовой сделки. Так, ст. 166 российского Гражданского кодекса определяет, что оспоримость должна быть установлена судебным решением. Представляется, что доверие к судам в России является высоким. На мой взгляд, ст.ст. 157-159 казахстанского Гражданского кодекса содержат похожее урегулирование. В этих статьях проводится отличие между объективно и по определению ничтожными правовыми сделками, с одной стороны, и такими правовыми сделками, чья недействительность может быть установлена судом по ходатайству определенных лиц. В то время как первая категория этих сделок по содержанию существенно нарушает законодательство, вторая касается преимущественно таких случаев, в которых нарушается свободное формирование воли, как, например, из-за заблуждения, ошибки, обмана или вследствие применения силы. Немецкое право следует другой оценке. Немецкий закон определяет, что заблуждавшееся, обманутое или находящееся под угрозой лицо само должно объявить об оспаривании, чтобы вызвать недействительность.
Рассказывая об особенностях недействительных сделок в гражданском праве, профессор Книпер привел примеры из международной практики. В свою очередь, эксперты по гражданскому праву государств СНГ в своих докладах ознакомили участников встречи с особенностями законодательства и судебной практики своих стран в части признания сделок недействительными.
В целом, как отмечали участники конференции, по вынесенному на обсуждение экспертов вопросу существует два мнения: либо будет признано понятие ничтожных сделок, как это сделали российские коллеги, либо будет подведена научная база под концепцию Гражданского кодекса РК. Именно этот вопрос и вызывает столь бурные дискуссии среди отечественных правоведов.
- Тема, вынесенная на обсуждение, очень актуальна, особенно на фоне того, что здесь собрались участники из разных стран. Относительно недействительности сделок есть совершенно разные подходы не только в законодательстве, но и научные подходы отличаются друг от друга, - подчеркнул, в свою очередь, глава представительства Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) в Казахстане Йорг Пуделька. - Эта конференция важна в плане обмена опытом и в связи с предстоящими изменениями в законодательстве. Некоторые страны на постсоветском пространстве последовали по пути модельного кодекса СНГ, а другие - имеют немного другую модель. Сделки существуют не только в гражданском праве, но и в публичном. Там, конечно, применяются правила гражданского права, но есть некоторые особенности, особенно если речь идет об административных актах, которые должны издаваться согласно сделкам в публичном праве.
В ходе двухдневной конференции ее участники намерены обсудить все аспекты данной актуальной для гражданского права темы и выработать соответствующие рекомендации.