Право на юридическую помощь (С.Раимбаев, секретарь Союза судей РК, судья Верховного Суда РК в отставке)
Право на юридическую помощь
Сансызбек Раимбаев,
секретарь Союза судей РК,
судья Верховного Суда РК в отставке
Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано Конституцией РК. Однако, несмотря на принятые в последнее время определенные меры, уровень оказания юридической помощи в суде продолжает оставаться низким.
В Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы государства обозначены направления по модернизации судебной системы. В Плане нации особый акцент сделан на верховенстве закона. Это положение распространяется на всех участников процесса, в том числе прокуроров и адвокатов. Качество отправления правосудия зависит, несомненно, от работы судей. Однако оно также зависит от качества предварительного следствия, состояния прокурорского надзора и уровня оказания юридической помощи гражданам и организациям в ходе судопроизводства.
Согласно закону работа суда строится на состязательной основе, поэтому качество отправления правосудия по гражданским делам напрямую связано с состоянием оказания гражданам и организациям юридической помощи по подготовке процессуальных документов и непосредственного участия в судебном заседании. Участие юриста в роли представителя заключается в оказании услуг по выбору правильной тактики судебного следствия, заявлении грамотных ходатайств, активном участии в исследовании доказательств, правовой оценке тех или иных процессуальных действий суда и т.д. В Концепции правовой политики РК на период с 2010 по 2020 год, утвержденной Указом Президента РК 24 августа 2009 года, указано, что «сама система предоставления юридической помощи требует совершенствования».
Однако оказание гражданам квалифицированных юридических услуг в суде становится все более проблематичным. Профессиональная адвокатура, для которой законодатель установил свободные гонорары, по сути, стала недосягаемой для широких слоев населения. Проблемы для простых граждан начались с ликвидации тарифов на оказание разного рода юридических услуг: составление обращений в суд по категориям дел, участие по представительству в судах разных инстанций. Между тем в нотариате такие тарифы сохранились. В Германии, например, за составление процессуальных документов (исковых заявлений, ходатайств, апелляционных и других жалоб) установлены тарифы за каждый вид услуги, предусмотрен нижний и верхний пределы гонораров в зависимости от сложности дела. А в юридических консультациях Казахстана за составление искового заявления по делу о расторжении брака могут запросить сумму не ниже 100 тысяч тенге, поэтому граждане предпочитают составлять заявления самостоятельно, обращаясь за помощью к знакомым либо переписывая содержание образцов, имеющихся в суде.
Гражданское процессуальное законодательство предъявляет жесткие требования к составлению исковых заявлений, заявлений по делам особого и особого искового производства. В них должны быть указаны не только суть нарушений, но и нормы закона, которые регламентируют данную правовую ситуацию. Поскольку доля участия профессиональных адвокатов в составлении обращений в суд мизерная, а граждане самостоятельно составляют процессуальные документы, судьи вынуждены тысячами возвращать их на дооформление. Ранее закон позволял судье оставлять заявление без движения и в назначенное время требовать от истца исправления недостатков. С 1 января 2016 года институт оставления заявления без движения упразднен, и судьи стали возвращать заявления даже по незначительным недостаткам в оформлении, справедливо указывая на недопустимость нарушений закона при составлении процессуальных документов.
О роли адвокатуры
Проводимые в стране реформы в области адвокатуры не привели к существенному улучшению ее организационной деятельности. Несмотря на функционирование экономических, ювенальных, военных и других специализированных судов, аналогичная специализация в адвокатуре отсутствует. Необходимость образования юридических консультаций по гражданским, уголовным делам, по хозяйственным, семейным, налоговым, инвестиционным, таможенным и иным категориям давно назрела и наряду с территориальными адвокатскими консультациями можно было развивать специализированные юридические консультации по корпоративному принципу. В результате ослабления роли адвокатуры место профессиональных адвокатов заняли юристы-частники, которые специализируются на обслуживании крупного бизнеса, банков, таможни, международных перевозок и т.д.
Сложным остается вопрос о росте численности адвокатуры. На протяжении многих лет количество адвокатов в стране остается на одном уровне. В республике на одного судью приходится один адвокат, тогда как в странах Европы и других - три-пять адвокатов. К тому же основная масса адвокатов сосредоточена в Алматы и Астане, а также областных центрах, тогда как в некоторых сельских районах они вообще отсутствуют. В целом по республике с участием адвокатов охвачен всего один процент гражданских дел, а в той же Германии участие гражданина в суде без адвоката просто немыслимо. Причинами такого положения дел являются препятствия при поступлении в адвокатуру, поскольку наряду с квалификационными требованиями для кандидата, вытекающими из закона, существуют дополнительные условия, установленные Союзом адвокатов. Для того чтобы стать адвокатом, необходимо получить лицензию, сдать квалификационный экзамен, пройти годичную стажировку с отрывом от производства. Последнее требование для многих желающих попасть в адвокатуру представляется не совсем реальным. перспектива увольнения с работы, существование без зарплаты в течение года, отсутствие гарантии приема в адвокатуру после длительной стажировки устраивает не каждого. Кроме того, установлен весьма внушительный вступительный взнос. В Астане, например, его размер в прошлом году составлял 600-700 тысяч тенге. Для сравнения: вступительный взнос вновь назначенного судьи в Союз судей составляет 15 тысяч тенге. И это не главное. Судьба поступающего в адвокатуру зависит от результатов голосования членов Президиума областной коллегии адвокатов, а здесь не исключен субъективный подход.
Полагаем, что следует принять законодательные меры с целью наведения порядка в этом деле. Адвокатура является общественной организацией, поэтому достаточно того, чтобы кандидат признавал Устав Союза адвокатов и обязался его выполнять, а для проверки профессиональных качеств следовало бы ограничиться сдачей квалификационного экзамена, получением лицензии и предварительной стажировкой без отрыва от производства. Также необходимо установить минимальную численность адвокатов в каждой юридической консультации, которая соответствовала бы численности судей города, района, причем данное положение должно быть закреплено в законе. Следует предусмотреть дисциплинарную ответственность за неукомплектование адвокатами юридических консультаций. Полагаем, что только перечисленные выше законодательные меры смогут сдвинуть с места проблему обеспечения населения адвокатами.
Финансовый вопрос
К сожалению, крайне болезненно реагирует адвокатское сообщество на предложения об упорядочении практики взимания с клиентов гонораров. Полагаем, что следовало бы навести порядок в финансовых делах адвокатуры. Это позволило бы укрепить не только их материально-техническую базу, но и повысить квалификацию адвокатов. Для того чтобы молодые специалисты могли работать в сельской местности, необходимо покупать служебные квартиры, офисы для юридических консультаций, чего сейчас нет. Актуальным является вопрос об оплате юридического представительства в зависимости от цены иска. В любом случае полагаем, что разовый гонорар адвоката за участие в деле не должен превышать должностного оклада судьи, иначе это будет карикатурой на правосудие. Считаем, что нормы, касающиеся фиксации денежных средств кассовыми аппаратами консультаций, а также размеров отчислений в пользу юридических консультаций с гонораров и вступительных взносов должны быть прописаны в законе. Такой порядок можно навести в случае, если финансовые вопросы будут контролироваться органами юстиции, а за допускаемые финансовые нарушения руководители организаций адвокатуры будут привлекаться к дисциплинарной ответственности, вплоть до лишения лицензии.
Как было отмечено выше, появление в стране новой профессии - представителей по доверенности является результатом ослабления роли адвокатуры, отсутствия структурных реформ в этой организации. Бизнес в данное время, как правило, обслуживают частнопрактикующие юристы. Это, в основном, высококвалифицированные специалисты. Никто, полагаем, не против этого. Однако другое дело - участие таких юристов в судопроизводстве. Здесь на первый план выходит знание процессуального законодательства, навыки работы с судом, умение составлять процессуальные документы. Для судей важно, чтобы представители сторон соблюдали процессуальное законодательство, выполняли указания председательствующего, были дисциплинированными, повышали свою деловую квалификацию, несли ответственность перед клиентом за предоставление некачественных юридических услуг (дисциплинарную и материальную), а также ответственность за неуважение к суду. А этого можно добиться лишь тогда, когда частнопрактикующие юристы пополнят ряды членов коллегии адвокатов, будут подчиняться Уставу этой организации. Представляется, что законопослушному юристу, практикующему в суде, членство в коллегии адвокатов ничем не помешает. Если он работает на предприятии, в организации и желает выступать в суде по делам, не связанным с его работой, он должен быть членом Союза адвокатов, прикрепиться к конкретной юридической консультации, все денежные операции проводить через кассовый аппарат консультации, соответственно, платить налоги. Членство в коллегиях адвокатов таких юристов не должно препятствовать их основной работе в юридической компании, фирме или на предприятии. Достаточно, чтобы они, являясь адвокатами, признавали Устав этой организации и несли ответственность за неисполнение требований Устава. Полагаем, что членство в адвокатуре может быть корпоративным. В этом случае частным юридическим компаниям и фирмам достаточно получить лицензию.
Из-за того, что представители по доверенности не могут представить суду документ о полученном вознаграждении, судьи лишены права полного соблюдения законодательства о судебных расходах. Согласно закону лицо, которое проиграло в суде, обязано полностью возместить выигравшей стороне все судебные издержки, которые включают в себя также расходы по оплате представителей. Из-за отсутствия подтверждающего документа суды отказывают в возмещении расходов добросовестной стороне, ограничиваясь возвратом госпошлины, размер которой несравним с размером вознаграждения представителя. По этим причинам нарушители гражданских прав зачастую остаются безнаказанными. За необоснованное обращение с апелляционными, кассационными жалобами никто не несет ответственности в виде денежных взысканий за понесенные расходы за юридическое представительство. Отсюда большая перегруженность делами областных судов и Верховного Суда.
На наш взгляд, представительство по доверенности должно иметь разовый характер. Государство не должно мириться с тем, что такие лица не платят налоги, не соблюдают законодательство, оказывают населению неквалифицированную юридическую помощь и не несут за это никакой ответственности. Полагаем, что объединение всех юристов, выступающих в судах, в ассоциации адвокатов позволит повысить деловую квалификацию адвокатов, укрепить адвокатскую дисциплину, улучшить гонорарную практику, активно проводить работу по противодействию коррупции и улучшению работы по правовой пропаганде и правовому воспитанию граждан.