В юрисдикции административной юстиции (М.Аманжулов, судья военного суда Костанайского гарнизона)
В юрисдикции административной юстиции
М. Аманжулов, судья военного суда Костанайского гарнизона
Основополагающие положения по формированию в Казахстане административной юстиции, которая должна стать полноправной формой осуществления правосудия наряду с уголовным и гражданским судопроизводством, заложены в Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года.
На VI Съезде судей Глава государства обозначил, что в юрисдикции системы административной юстиции судебной власти должны быть вопросы разрешения споров, возникающих между гражданином и государством. В целях реализации данного поручения принято решение о разработке проекта Административного процессуального кодекса.
Президентом страны одним из главных направлений Стратегии «Казахстан-2050» определено создание благоприятного инвестиционного климата с целью наращивания экономического потенциала, а создание независимой административной юрисдикции будет способствовать открытости государственной деятельности и содействовать улучшению экономического и инвестиционного климата.
Предметом регулирования административно-процессуального законодательства будет являться порядок разрешения конфликтов публично-правового характера, которое призвано обеспечивать контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.
Законопроектом регламентируются общественные отношения, возникающие при отправлении правосудия при рассмотрении и разрешении споров между физическим и (или) юридическим лицами, организациями и органами государственного управления (административным делам) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Споры, в которых участники административного процесса находятся в отношениях власти и подчинения, а также споры по вопросам оказания государственных услуг, подпадают под понятие публично-правовых споров. К подсудности специализированных межрайонных административных судов предлагается отнести дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц и государственных служащих, органов местного самоуправления, если им делегированы государственные функции, в результате которых нарушены или созданы препятствия по осуществлению прав и свобод истцов; незаконно возложена какая-либо обязанность, нарушены или созданы условия для нарушения законных интересов юридических лиц и других организаций, а также споры, которые могут возникнуть между государственными органами и органами местного самоуправления.
Действия налоговых органов по принудительному взысканию с банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налоговой задолженности, действия и решения органов управления и должностных лиц, также могут быть оспорены в СМАС.
Из гражданского процессуального закона планируется включить правовые нормы, регламентирующие рассмотрение споров между частными лицами и публичной администрацией: производство по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах; производство по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя; производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и госслужащих; производство по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов; обращение прокурора о признании актов и действий органов и должностных лиц незаконными.
Будут изложены общие процессуальные правила ведения административных судебных процессов: установление круга возможных участников судопроизводства, отвод судьи, срок подачи иска, последствия пропуска срока - по вине или без вины соответствующего лица, правила об особых видах процесса и др.
Современная правовая политика направлена на развитие внесудебных форм разрешения споров, максимальное урегулирование спора на досудебных стадиях. В этой связи в проекте АПК будет закреплено положение о том, что подача заявления в СМАС возможна после предварительного административного производства.
Проект АПК будет охватывать всю сферу административного процесса, регламентирующего порядок рассмотрения, обжалования в судебных органах исков участников административного процесса.
Судебные коллегии по административным делам областных и приравненных к ним судов и Верховный Суд будут рассматривать административные споры в апелляционном и кассационном порядке, соответственно. Указанное предложение динамично вписывается в уже действующую в стране правовую схему и отвечает поставленным программой Президента РК задачам о переходе правосудия на трехуровневую систему.
Предлагается закрепить положение, согласно которому в Верховном Суде могут быть пересмотрены в кассационном порядке вступившие в законную силу судебные акты местных судов в исключительных случаях, когда их исполнение может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности страны.
Обеспечение эффективной судебной защиты конституционных прав и свобод граждан и юридических лиц, дебюрократизация административного судопроизводства, дальнейшее совершенствование судоустройства является основной целью разработки и принятия данного законопроекта.
Четкие правовые основы для проверки правомерности решений госорганов, соблюдение которых будет обеспечиваться независимыми административными судами, необходимы отечественным предпринимателям и иностранным инвесторам, а налаженный механизм административного судопроизводства приведет к росту авторитета органов правосудия.