Инструмент масштабных преобразований (Т.Донаков, Министр по делам государственной службы Казахстана)
Инструмент масштабных преобразований
Талгат Донаков,
Министр по делам государственной службы Казахстана
Нынешний этап развития нашей страны, сложность и многогранность стоящих перед Казахстаном задач требуют качественно новых подходов в системе госуправления и организации работы госаппарата.
В нынешнем году Казахстан отмечает 25-летие государственной Независимости. За этот короткий по историческим меркам отрезок времени наше государство прошло громадный путь. Под стратегическим руководством Лидера нации, основателя нашего государства Нурсултана Назарбаева преодолены все трудности, страна достойно ответила на возникавшие политические и экономические вызовы.
Сегодня Казахстан - успешное, состоявшееся государство, уверенно идущее по пути решения амбициозной, фундаментальной задачи вхождения в число 30 наиболее развитых государств мира. Вместе со страной динамично развивается и система государственной службы. При этом государственный аппарат, играя роль проводника преобразований во всех сферах жизни общества и государства, одновременно является своеобразным зеркалом, отражающим этапы государственного развития.
По мере поступательного развития страны перед ней вставали новые задачи, требовавшие новых решений. С учетом новых целей и вызовов, выявляемых проблем и возраставших ожиданий со стороны общества эволюционировала и госслужба.
Нынешний этап развития требует качественно новых подходов в системе госуправления и организации работы госаппарата. Именно поэтому Глава государства выдвинул Пять институциональных реформ для повышения конкурентоспособности Казахстана и вхождения в 30-ку самых развитых стран мира.
В целях реализации Пяти институциональных реформ выполняется План нации «100 конкретных шагов». При этом первая из реформ и первые 15 шагов Плана нации нацелены на формирование профессионального, автономного и эффективного госаппарата как инструмента общественных и государственных преобразований.
В этом контексте можно констатировать, что реформа госслужбы в Казахстане вошла в решающую фазу, в фазу имплементации. Именно поэтому Указом Президента Республики 11 декабря 2015 года было создано Министерство по делам государственной службы, призванное обеспечить функционирование и развитие новой модели государственной службы, основанной на принципах меритократии, результативности и ориентированности на потребителей, автономности, компактности и эффективности.
Основные параметры новой казахстанской модели государственной службы сводятся к следующему:
Первое. Модернизирована стадия поступления на государственную службу, а именно заработала новая трехступенчатая система отбора, согласно которой граждане, впервые или вновь поступающие на административные должности корпуса «Б», проходят следующие этапы отбора: 1) тестирование на знание законодательства с выдачей сертификата; 2) автоматизированную оценку личных качеств и базовых компетенций с выдачей заключения; 3) собеседование в государственном органе, объявившем конкурс.
Особое внимание уделено тестированию, поскольку именно с него начинается отбор наиболее достойных кандидатов и с него первоначально формируется доверие к системе государственной службы. С этой целью принимаются максимально возможные меры по обеспечению объективности и прозрачности процесса тестирования.
Приняты меры по поэтапному смещению акцента со знания законодательства к оценке личных качеств кандидатов и выявлению необходимых базовых компетенций. Такой подход позволяет оценить общую ориентированность кандидата в законодательстве и практике его применения.
Второе. Благодаря новому Закону «О государственной службе в Республике Казахстан» мы перешли к карьерной модели государственной службы. Теперь продвижение по службе в госоргане предусматривает последовательное занятие вышестоящих должностей. При этом наличие опыта работы на нижестоящих должностях, не менее года, является обязательным условием, позволяющим претендовать на вышестоящие категории.
Процесс занятия вакантных должностей стал более объективным и демократичным. Если раньше вакантные должности занимались преимущественно вне конкурсных процедур (резервистами и в порядке перевода), то теперь для этого нужно проводить конкурс, где любой соответствующий требованиям кандидат может на равных демонстрировать свою компетентность и в честной конкуренции занять интересующую его вакансию. Подобный подход заимствован из практики таких ведущих стран мира, как Германия, Франция, Япония. При этом общий конкурс проводится для занятия низовых должностей, а внутренний - для остальных. С начала текущего года в госорганах уже проводятся все виды конкурсов.
Теперь сведена на нет возможность командных перемещений, в том числе за счет резкого сокращения института переводов и максимально широкого применения конкурсных процедур. В результате в период с января по май 2016 года по всей стране в порядке перевода назначены всего 147 человек по сравнению с 4 699 переводами за аналогичный период прошлого года. Другими словами, переводы сократились в 32 раза. Таким образом, в рамках новой модели любой компетентный, честный и добросовестный госслужащий может реализовать свои карьерные амбиции.
Третье. При выстраивании карьерной модели государственной службы важным аспектом является адаптация и профессионализация впервые поступивших на госслужбу граждан. Статистика последних лет показывает, что государственные служащие чаще увольнялись в течение первого года их пребывания на госслужбе. Так, уход с госслужбы в течение первого года работы в 2013 году составлял 0,7%, в 2014 - 1,3%, в 2015 году - 1,5%.
Поэтому законодательно усилен институт наставничества над «молодыми» госслужащими. Предусмотрено, что для лиц, впервые поступивших на государственную службу, составляется план адаптации на период прохождения ими испытательного срока и за ними закрепляется наставник из числа опытных работников. В целях мотивации госслужащих к наставнической деятельности предусматривается их монетарное поощрение в виде надбавок.
Четвертое. Осуществляется поэтапный переход к оплате труда по результатам. Мы начинаем отходить от уравнительной системы выплаты премий для госслужащих. В целях мотивирования служащих к эффективному труду на законодательном уровне увязаны система оценки госслужащих и их вознаграждения. Так, результаты оценки деятельности госслужащих будут основанием для принятия решений по выплате бонусов. Сама же оценка будет зависеть от степени достижения индикаторов, указанных в составляемых со служащими индивидуальных планах работы. Соответствующая методика оценки административных государственных служащих уже действует.
Пятое. Уделяется особое внимание профессиональному развитию государственных служащих.
В целях повышения роли обучения в новом законе закреплена норма, согласно которой административные госслужащие не реже одного раза в три года проходят повышение квалификации. Программы семинаров повышения квалификации имеют практикоориентированный характер и разрабатываются для целевых групп госслужащих. Кроме того, разработаны специальные программы, направленные на развитие требуемых компетенций служащих (инициативность, коммуникативность, аналитичность, стратегическое мышление, ориентация на качество и др.).
Для приобретения дополнительных профессиональных и управленческих навыков предусмотрена ротация для руководящего состава корпуса «Б» с предоставлением жилья в случае необходимости переезда. Соответствующие нормативные правовые акты приняты и вступили в силу.
Шестое. В целях неукоснительного соблюдения норм служебной этики и повышения культуры взаимоотношений на государственной службе впервые в госорганах введен и действует институт уполномоченного по этике.
Уполномоченный по этике, прежде всего, призван: оказывать госслужащим консультативную помощь по вопросам соблюдения требований законодательства в сферах госслужбы, противодействия коррупции и Этического кодекса; рассматривать обращения граждан и организаций по фактам нарушения норм служебной этики госслужащими; содействовать формированию в коллективе культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам; обращаться к должностным лицам с предложением о рассмотрении ответственности госслужащих, допустивших нарушение норм служебной этики; вносить руководству государственного органа рекомендации по устранению нарушений законодательства.
При этом функции уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, снискавшего признание и уважение в коллективе.
Седьмое. В целях повышения эффективности антикоррупционной политики государства принят новый Закон «О противодействии коррупции», который, прежде всего, нацелен на предупреждение коррупционных правонарушений.
Кроме того, с целью реализации Плана нации во вновь образованном министерстве создано специальное подразделение в лице департамента антикоррупционной политики для системного предупреждения и профилактики коррупционных проявлений.
В соответствии с новым законом задействованы новые инструменты и механизмы системной превенции коррупции. Так, стал проводиться внешний и внутренний анализ коррупционных рисков в государственном и квазигосударственном секторах. При этом изучению подвергаются нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность объекта анализа и его организационно-управленческую деятельность. Итоговыми документами являются рекомендации по устранению выявленных коррупционных рисков.
Введен новый институт - антикоррупционный мониторинг. Этот институт нацелен на изучение и оценку мер, принимаемых субъектами противодействия коррупции, и выработку рекомендаций по их улучшению.
Министерство по делам государственной службы наделено функцией подготовки ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции. Первый такой доклад планируется внести на рассмотрение Главы государства по итогам 2016 года.
Принят ряд других мер, направленных на системное противодействие коррупционным проявлениям. Таким образом, для антикоррупционной деятельности приоритетными становятся меры превентивного характера, направленные на формирование в стране антикоррупционной среды и культуры.
Как известно, среди важнейших задач, стоящих перед государственным аппаратом, является обеспечение движения нашей страны по пути к сервисному государству. Основополагающей идеей в деле формирования сервисного государства должно быть понимание того, что государственный аппарат содержится налогоплательщиками, которые вправе ожидать своевременного и качественного исполнения государственных услуг.
Должностные лица должны осознавать, что властные полномочия предоставлены им именно для служения народу, а приоритетами в их деятельности должны быть результативность и ориентированность на услугополучателей. Именно в рамках такого системного подхода министерство анализирует существующую практику и вносит предложения по формированию модели современного сервисного государства с использованием наиболее передовых и оптимальных методов в улучшении качества государственных услуг, сокращении административных барьеров и оценке эффективности государственных органов.
Таким образом, на сегодня успешно выполняются все шаги по реализации первой институциональной реформы по формированию профессионального государственного аппарата.
Вместе с тем мы рассматриваем реформу системы госслужбы как непрерывный, продолжительный процесс. Госаппарат должен соответствовать потребностям страны и эффективно справляться со стоящими перед ней вызовами. По сути, формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата является одним из решающих факторов и целей дальнейшего стабильного и поступательного развития Казахстана.
Поэтому сверхзадачей министерства является безусловная и эффективная реализация первой институциональной реформы и соответствующих конкретных шагов Плана нации. Мы приложим все усилия, чтобы сделать отечественную госслужбу высококлассной и престижной, вывести госаппарат Казахстана на такой уровень, когда он будет не только отвечать потребностям и вызовам сегодняшнего дня, но и, предвосхищая глобальную повестку будущего, станет локомотивом и инструментом долгосрочного стратегического планирования и управления.