ЕНТ: как было и как будет (М.Пархоменко)
ЕНТ: как было и как будет
Марина Пархоменко
С момента внедрения в 2004 году Единое национальное тестирование (ЕНТ), совмещающее итоговую аттестацию выпускников школ и вступительные экзамены в вузы и колледжи, прошли более полутора миллионов выпускников школ.
Единый экзамен был предметом жарких споров, были у него свои сторонники и противники, он не раз корректировался, а теперь его планируют трансформировать. Главная цель введения ЕНТ, как говорили представители Министерства образования и науки, - создание системы внешней независимой оценки учебных достижений, обеспечивающей высокое качество образования. Тестирование, как считалось, ставило заслон коррупции, имевшей место и в школе, и в вузе, обеспечивало объективность и достоверность оценки качества образования, а также социальную справедливость в доступе к высшему образованию и создавало равные условия поступления в вузы для всех - жителей и города, и села, снижало продолжительность психологической нагрузки на учащихся, потому как экзамен сдается один раз.
Родительская общественность, сами выпускники воспринимали ЕНТ несколько по-другому. Его считали всегда судьбоносным - за три с половиной часа оценивался одиннадцатилетний труд и решался вопрос поступления в вузы, потому и весьма стрессовым мероприятием. Выпускники-абитуриенты в одном лице всегда жаловались на подъем ранним утром, на унизительные проверки у металлоискателя, на «шмон» и духоту в аудиториях, на некорректные вопросы и задания по темам, которые не проходили. Этот ряд еще долго можно продолжать.
Инициаторы, организаторы ЕНТ на предложения, жалобы общественности, конечно же, реагировали. За годы существования единого экзамена технология и содержание претерпели ряд изменений, большинство из которых учитывало интересы детей.
Увеличились длительность с трех до трех с половиной часов, сроки проведения, уменьшилось количество абитуриентов, сдающих в одном потоке, в целях соблюдения конфиденциальности результаты экзамена стали публиковать на сайте Национального центра тестирования, для чего требуется ввести ИИН и личный код, присвоенный перед началом экзамена. Кроме того, увеличилось число предметов с четырех до пяти, изменилась шкала перевода баллов ЕНТ в оценки аттестата, каждый год на 30% обновлялась база тестовых заданий, оценки в аттестат решено было выставлять с учетом не только результатов ЕНТ, но и годовых оценок в школе, перед апелляционными комиссиями ставилась задача в спорных моментах по возможности принимать решения в пользу детей.
«Отвоевывало» МОН РК кое-что и в свою пользу: не сразу, но появились (в целях создания условий безопасности, объективности и прозрачности проведения экзамена) металлоискатели и глушители сотовой связи, несколько лет назад в книжках-вопросниках были задания на логику, увеличивался пороговый уровень в национальных университетах и в медицинских вузах. Дело понятное - хотелось отучить выпускников от жульничества, исключить элемент везения, привлечь в вузы абитуриентов с качественными знаниями. И самое главное - МОН РК из года в год убеждало: на ЕНТ жизнь не заканчивается, ведь при желании можно поступить на следующий год, пойти учиться в колледж.
Но все-таки все эти поправки, изменения, все более повышающийся средний балл ЕНТ не снижали общего стресса, не делали обстановку менее накаленной. Были «жертвы» и с той, и с другой стороны: абитуриенты покупали якобы правильные ответы у любителей легкой наживы и «засыпались», родители неудачников раскошеливались на платное обучение, теряли авторитет учителя-пособники, прячущиеся в соседних классах для подтасовки листов-ответов, получали нагоняй от акимов областей директора и начальники управлений образования отстающих школ и районов. В общем, доставалось всем.
ЕНТ нуждается в реформировании. Об этом говорят и в Правительстве, и в Парламенте, и в МОН РК, и в обществе. И вот, кажется, это время близко. Выпускникам школ, сдавшим ЕНТ и не преодолевшим 50-балльный пороговый уровень, в нынешнем году предоставляется возможность сдать комплексное тестирование в августе, для того чтобы они могли поступить в высшие учебные заведения на платной основе. Пересдача будет осуществляться платно, ее стоимость составит 2 242 тенге. Как отметил на одном из брифингов председатель Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН Саят Нюсупов, это новшество даст возможность снизить напряжение, ведь ЕНТ не будет казаться последней милей или последним часом, минутой. Эта мера позволит всем получить высшее образование.
Но и это еще не все. Со следующего года планируется вернуть прием выпускных государственных экзаменов в школы, а за ЕНТ оставить функцию вступительных экзаменов в вузы. Педагогическая общественность, как показал беглый опрос, приветствует такое решение, надеясь, что таким образом вернется доверие к школе, поднимется ее статус, а детям спокойнее будет сдавать экзамены в родных стенах.
Но будущим выпускникам расслабляться все же не стоит, потому что с нового учебного года казахстанская школа начинает поэтапный переход на новое содержание образования, а значит, станет, пусть не сразу и не кардинально, меняться и содержание ЕНТ. Его тестовые задания будут ориентированы на логику (со временем их объем собираются увеличить до 70%), на выявление не только знаний, но и функциональной грамотности. Ученик, как сказал на днях министр образования и науки Ерлан Сагадиев, «должен много и быстро читать, уметь хорошо воспринимать и связывать определенные блоки информации, у него должна быть хорошо развита логика». И добавил: для того чтобы успешно пройти такое тестирование, нужно хорошо учиться в течение всех школьных лет. То есть зубрежкой, как это было прежде, тесты не «возьмешь».
Чтобы быть конкурентоспособной на сегодняшнем рынке труда, нынешней молодежи нужно быть активной и мобильной в получении знаний, креативной и амбициозной, помня о том, что времена, когда диплом требовался для «галочки», прошли. Нужно ли, в том числе и психологически, готовить к этому выпускников школ? Конечно. Необходимо ли учесть все прежние недочеты, «обкатать» как следует новое? Естественно, иначе доверия к реформе не будет.