Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, правоохранительным органам и имеющихся противоречиях в законе (Айтбаев С.М., адвокат)
Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, правоохранительным органам и имеющихся противоречиях в законе
Банковская тайна согласно статьи 50 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон) включает в себя сведения о наличии, владельцах и номерах банковских счетов депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением общих условий проведения банковских операций), а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка.
Должностные лица и работники банков за разглашение банковской тайны несут уголовную ответственность, за исключением случаев предоставления информации, предусмотренных пунктами 4-8 статьи 50 Закона.
Давайте рассмотрим более подробно эти пункты в части предоставления сведений о наличии и номерах банковских счетов правоохранительным органам, судам и судебным исполнителям.
1. Предоставление справок о наличии и номерах банковских счетов правоохранительным органам
В соответствии с подпунктом б) пункта 7 статьи 50 Закона справки о наличии и номерах банковских счетов физического лица, об остатках и движении денег на этих счетах, а также имеющиеся сведения о характере и стоимости его имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка, выдаются:
а) органам дознания и предварительного следствия
В УПК отсутствует понятие «органы предварительного следствия», есть только органы дознания, которыми согласно пункта 1-9) части 2 статьи 61 УПК являются:
1) органы внутренних дел;
2) органы национальной безопасности;
3) антикоррупционная служба;
4) служба экономических расследований;
5) органы военной полиции;
6) органы военной полиции Комитета национальной безопасности;
6) органы пограничной службы;
7) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, в случае отсутствия органа военной полиции;
8) руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных представительств Республики Казахстан;
9) Служба государственной охраны Республики Казахстан.
Полагаю, необходимо исключить из статьи 50 Закона слова «органы предварительного следствия».
б) по находящимся в их производстве уголовным делам
Под уголовным делом в соответствии с пунктом 27 статьи 7 УПК РК понимается обособленное производство, ведущееся органом уголовного преследования и (или) судом по поводу одного или нескольких уголовных правонарушениям.
Таким образом, в запросе должен быть указан номер уголовного дела.
б) в случаях, когда на деньги и иное имущество физического лица, находящиеся на счетах или на хранении в банке, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества
В соответствии с ч.4 статьи 60 УПК РК в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества следователь обязан принять меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия.
Аналогичные меры обязан принять и дознаватель (ч.5 ст. 63 УПК РК).
Таким образом, при отсутствии гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества подозреваемого либо обвиняемого, орган дознания не вправе запрашивать сведения о наличии банковских счетов.
в) на основании письменного запроса, подписанного первым руководителем или следователем. Если запрос в электронной форме, то он должен быть удостоверен электронной цифровой подписью первого руководителя или следователя.
Под следователем согласно части 1 статьи 60 УПК РК понимается должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное расследование по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности, следователь антикоррупционной службы и следователь службы экономических расследований, а также прокурор в случаях, предусмотренных УПК.
Как указано выше, в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель тоже обязан принять меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.
Тем не менее, дознаватель не вправе запрашивать справку о наличии и номерах банковских счетов, это может сделать только его первый руководитель.
г) запрос должен быть заверен печатью органа дознания, за исключением электронной формы.
Очень часто запросы приходят без печати, поэтому банк при отсутствии печати на запросе не вправе разглашать банковскую тайну.
д) обязательно наличие санкции прокурора, наложенной, в том числе, в электронной форме.
В соответствии со статьей 21 Закона РК от 21 декабря 1995 года «О Прокуратуре» прокурор дает санкцию (согласие) на доступ государственных органов и их должностных лиц (за исключением должностных лиц Национального Банка Республики Казахстан) к документам, содержащим банковскую тайну.
Санкция (согласие) на совершение указанных действий либо отказ в ее (его) даче оформляется прокурором резолюцией и подписью на постановлении должностного лица. Санкция также может быть удостоверена посредством электронной цифровой подписи в соответствии с законодательством РК об электронном документе и электронной цифровой подписи.
При отсутствии санкции прокурора банк не вправе разглашать банковскую тайну.
По юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получение сведений о наличии банковских счетов намного упрощен.
Согласно подпункта а) пункта 6 статьи 50 Закона справки о наличии и номерах банковских счетов юридического лица и индивидуального предпринимателя выдаются органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам с санкции прокурора.
То есть наличие печати, подписи только первого руководителя либо следователя, соблюдение других требований, за исключением санкции прокурора, не обязательно. Также такие справки по ЮЛ и ИП может получать дознаватель.
В этой связи, полагаю необходимым внести изменения и обязать заверять запросы по юридическим лицам и ИП печатью органа дознания.
Кроме того, в пункте 6 статьи 50 Закона написано «текущих счетов физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица». Однако далее в этом же пункте указываются совсем другие термины: «индивидуальный предприниматель», «физическое лицо, состоящее на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя».
Необходимо уточнить данные термины и привести их в соответствие с
Предпринимательским Кодексом
РК.
2. Предоставление справок о наличии и номерах банковских счетов судам
Согласно подпункта в) пункта 7 статьи 50 Закона справки о наличии и номерах банковских счетов физического лица выдаются судам по находящимся в их производстве делам на основании определения, постановления, решения, приговора суда в случаях, когда на деньги и иное имущество физического лица, находящиеся на счетах или на хранении в банке, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Данные требования соответствуют нормам ГПК. В соответствии со статьями 69, 70 ГПК РК лица, участвующие в деле и имеющие основания опасаться, что представление необходимых для них доказательств сделается впоследствии невозможным или затруднительным, могут просить суд об обеспечении этих доказательств.
По результатам рассмотрения заявления об обеспечении доказательств суд выносит определение, в соответствии с которым совершает процессуальные действия по обеспечению доказательств либо отказывает в этом. Определение может быть обжаловано, опротестовано в суд апелляционной инстанции, решение которого является окончательным и обжалованию, опротестованию не подлежит.
То есть не вступившие в законную силу определения суда об обеспечении доказательств в виде истребования справки о наличии банковских счетов физического лица, не имеют юридической силы и банк не вправе их исполнять.
Также необходимо иметь ввиду, что банк обязан отказать суду в предоставлении справки, если запрашиваемые сведения не связаны с возможностью наложения ареста, обращения взыскания на деньги или применения конфискации имущества.
В тоже время, вышеуказанные нормы противоречат УПК. Согласно статьи 325 УПК РК в случае непринятия дознавателем, следователем или прокурором мер, обеспечивающих возмещение ущерба, причиненного уголовным правонарушением, и возможную конфискацию имущества, судья обязывает органы уголовного преследования принять необходимые меры их обеспечения.
То есть в уголовном процессе суд не вправе запрашивать сведения о наличии и номерах банковских счетов в рамках уголовного дела.
Изложенные выше требования касались только физических лиц.
Для получения справок по юридическим лицам и ИП опять таки порядок намного упрощен и достаточно определения суда (пп. б) п. 6 ст. 50 Закона).
Также упрощен порядок получения справок и в случае необходимости выявления банковских счетов для оформления наследства по смерти его владельца. В этом случае суд вправе направить только письменный запрос, выданный на основании статей 73 и 100 ГПК РК (пп. б п. 8 ст. 50 Закона).
3. Предоставление справок о наличии и номерах банковских счетов судебным исполнителям
Согласно подпункта д-1) пункта 6 статьи 50 Закона справки предоставляются органам юстиции по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя, заверенного печатью органов юстиции и санкционированного судом.
Однако в подпункте ж) пункта 7 статьи 50 Закона уже указаны другие термины. Теперь справки предоставляются государственным судебным исполнителям по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления государственного судебного исполнителя, заверенного печатью органа юстиции и санкционированного судом.
Необходимо понятия в двух разных подпунктах статьи 50 Закона синхронизировать с друг другом.
Также частные судебные исполнители вправе предоставлять копию своего постановления частного судебного исполнителя, санкционированного судом, и заверенного своей личной печатью. Государственные судебные исполнители или органы юстиции этого права лишены, они должны предоставлять только оригиналы своих постановлений.
Подводя итог данному анализу необходимо помнить, что при не соблюдении требований норм статьи 50 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» лицо, чьи права нарушены, вправе требовать привлечения должностных лиц и работников банков к уголовной ответственности за разглашение банковской тайны.
Адвокат Айтбаев С.М.
тел. 8-707-835-33-11