Внедрение принципа РОП должно происходить поэтапно, взвешенно и прозрачно, считают в НПП РК «Атамекен»
Внедрение принципа РОП должно происходить поэтапно, взвешенно и прозрачно, считают в НПП РК «Атамекен»
Дискуссии по вопросам внедрения принципов РОП - расширенных обязательств производителей (импортеров) разгорелись на заседании в НПП, модератором которого выступил заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Нуржан Альтаев.
В обсуждении приняли участие директор департамента управления отходами Министерства энергетики РК Жан Нурбеков, управляющий директор ТОО «Оператор РОП» Рустам Темирбеков, заинтересованные производители и импортеры, а также международные эксперты PBN Hill+Knowlton Strategies Башир Чалаби, Tetra Pak Анна Таранцова.
Как известно, с 1 января 2016 года в Республике Казахстан был введен принцип расширенных обязательств производителей (импортеров), коротко - РОП (утилизационный сбор), который начал действовать с 28 января т.г. Оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) является ТОО «Оператор РОП».
РОП - это обязательства физических и юридических лиц, осуществляющих производство на территории Казахстана или ввоз на территорию страны продукции, по обеспечению сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, на которые распространяются РОП. Проще говоря, это взнос, который оплачивают импортеры и производители частному предприятию - оператору.
На первом этапе введения РОП распространяются на автотранспортные средства, шины, покрышки, резиновые изделия, электрические аккумуляторы, включая сепараторы для них, моторные масла, тормозные жидкости, антифризы.
Теперь же предлагается расширить РОП, а, значит, утилизационный сбор должны будут платить производители и импортеры, работающие в других сферах.
«Изначально в проекте перечня товаров, на которые распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров) было указано 1500 товарных групп. Он включал конечную продукцию, товары, а также сырье и полуфабрикаты, которые используются для производства продукции. Это означало многократное обложение утилизационным сбором одного товара в процессе его производства. Путем обсуждения был сформирован окончательный перечень товаров из 38 товарных групп - это автомобили и их комплектующие, аккумуляторы, масла, шины. Но это не окончательный перечень, в будущем предусмотрено его расширение. Возможно, уже в 2017 году перечень очень серьезно расширится», - прокомментировал Нуржан Альтаев, добавив, что наиболее вероятными кандидатами на вхождение в перечень являются предприятия упаковочной и пищевой промышленности.
Как считает зампред Правления НПП, плата РОП может создать дополнительную финансовую и административную нагрузку производителям и импортерам, что, в свою очередь, повлечет удорожание конечной продукции до 15 %. Именно поэтому НПП не раз заявляла о том, что в нынешних экономических условиях нельзя расширять перечень. Особенно это касается социально значимых товаров, таких, как молоко и хлеб. По опыту стран ОЭСР такие группы товаров освобождаются от платы РОП во избежание повышения цен на них.
Однако, как сообщил директор департамента управления отходами Министерства энергетики РК Жан Нурбеков, список РОП все же будет расширяться. Представитель госоргана отметил, что в данный момент решается вопрос о стоимости утилизации упаковки. «Касательно целевых показателей, это не означает, что с завтрашнего дня мы всех заставим по принципу «сколько выпустил продукции - столько же утилизировать», - пояснил Жан Нурбеков. По его словам, сейчас нужно акцентировать вопрос не на упаковке, а на более опасных вещах, таких, как батарейки, электронное и электрическое оборудование.
Между тем, как считает директор департамента развития человеческого капитала НПП Олжас Ордабаев, в нынешних экономических условиях следует очень осторожно подойти к вопросу расширения перечня товаров, подлежащих утилизации, просчитывая все расходы производителей, импортеров.
Олжас Ордабаев обратил внимание на прозрачность деятельности оператора РОП, а также рассказал о вопросах, волнующих бизнес, это касается механизма компенсации и оплаты услуг лиц, осуществляющих сбор, транспортировку и утилизацию отходов, отсутствие целевых индикаторов. «Нужно четко понимать, за какую часть произведенного или импортируемого товара будет уплачиваться утилизационный сбор. По применению собственных систем сбора также есть определенные вопросы. Есть определенные риски многократного обложения утилизационным сбором», - добавил он.
Директор ТОО «Оператор РОП» Рустам Темирбеков, в свою очередь, постарался ответить на некоторые вопросы бизнес-сообщества, озвученные Нацпалатой. «Мы анализировали опыт внедрения РОП в разных странах, в том числе и в Европе, странах Таможенного союза. В целях обеспечения прозрачности деятельности оператора и эффективности использования денежных средств, которые поступают на наши счета, а также развития МСБ в сфере утилизации мы предлагаем осуществлять компенсацию за утилизацию на конкурсной основе», - сказал он.
Высокие риски двойного обложения отметил международный эксперт Башир Чалаби. По его мнению, включение в перечень сырья и полуфабрикатов не только несет риск многократного обложения утилизационным сбором одного и того же товара на разных стадиях его производства, но и создает дискриминационные условия для казахстанских производителей, закупающих сырье и полуфабрикаты в Казахстане и за его пределами (в отличие от импортеров готовой продукции, имеющих дело лишь с «финальным» товаров и его упаковкой).
Представитель компании Tetra Pak Анна Таранцова поделилась опытом Украины. «Сегодня на свалках и полигонах захоранивается около 96% твердых бытовых отходов. Это порядка 13 миллионов тонн только в 2013 году. А перерабатывается всего лишь около 4%, и еще около 2% сжигается, тогда как в большинстве европейских стран захоронение ТБО запрещено, а большая часть отходов упаковки перерабатываются. Проблема Украины в том, что в стране практически отсутствует инфраструктура раздельного сбора и необходимое законодательство в этой сфере. Существующие сортировочные центры малоэффективны, а их количество незначительно, - отметила она. - В результате ценные компоненты, а их в составе ТБО до 80%, которые могли бы использоваться как источник вторичного сырья или в энергетических целях, просто копятся на свалках и полигонах, нанося серьезный вред окружающей среде. А деньги, которые в виде сбора собирались на протяжении многих лет с импортеров и производителей товаров в упаковке, монопольным оператором использовались неэффективно».
Глава компании-оператора отметил, что п опасения бизнеса по поводу дополнительных расходов, связанных с введением утилизационного сбора, понятны. «Наверное, из-за того, что изначально РОП был введен в отношении транспортных средств, и ставка там довольно высокая, этот фактор испугал многих участников РОП. Сейчас возникает вопрос о внедрении РОП в отношении упаковки, всех интересует вопрос тарифов. Есть определенный коридор ставок на виды упаковки. Мы пересчитали стоимость на единицу продукции. Стоимость утилизационного платежа, если использовать ставки стран Таможенного союза, не будут превышать даже 0,5% по некоторым товарам. Например, утилизационный сбор за пластиковые бутылки будет стоить 40-50 тиын», - отметил Р.Темирбеков.
Между тем, как считает Чингиз Каскеев, директор департамента по работе с госорганами и СМИ пивоваренной компании «Эфес Казахстан», в сфере РОП не нужен монополист, то есть единый оператор, который, по его словам, будет только диктовать условия всем производителям и импортерам.
«Мы настаиваем на том, чтобы производители и импортеры имели право создавать своих операторов РОП. В целом, принцип РОП должен строиться на следующих принципах: государство только определяет нормативы и контролирует их исполнение, все остальные аспекты должен регулировать рынок и бизнес», - заявил Ч.Каскеев.
По итогам обсуждения участники пришли к консенсусу: при внедрении РОП в РК придерживаться следующих принципов: последовательное определение круга подлежащей РОП продукции в целях исключения двойного наложения утилизационного сбора; учет международного опыта - соблюдение базового международного принципа РОП «платить должен загрязняющий окружающую среду»; прозрачность в подготовке регулирования и обсуждение с предпринимателями проектов, связанных с РОП нормативных актов на всех этапах их подготовки. Также предлагается внедрить рыночные методы в реализации РОП, то есть у компаний должно быть право производить утилизацию, пользуясь услугами независимых перерабатывающих компаний.