Компенсировать в полном объеме (Р.Баишев, судья Алматинского городского суда)
Компенсировать в полном объеме
Руслан Баишев,
судья Алматинского городского суда
Анализ рассмотренных в судах г. Алматы гражданских дел в части компенсации морального вреда показывает, что у граждан возникают затруднения при предъявлении таких исков, определении размера денежной компенсации и предмета доказывания.
Так, законодательство не определяет ни минимальный, ни предельный размер компенсации за причиненный моральный вред. Предметом иска является субъективное право истца на компенсацию такого вреда в денежной форме. Компенсацию морального вреда нельзя отождествлять с имущественной ответственностью. Цель компенсации - компенсировать не денежные потери потерпевшего, а загладить моральный вред, причиненный нематериальным благам. Специфика современного развитого права состоит в том, что в центре его находится отдельный человек с его интересами и потребностями.
Размер компенсации морального вреда в денежном выражении следует считать справедливым и достаточным, если при его установлении судом учтены все конкретные обстоятельства, связанные с нарушением личных неимущественных прав гражданина, и установленный судом размер компенсации позволяет сделать обоснованный вывод о разумном удовлетворении заявленных истцом требований.
На требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Зачастую граждане неверно оценивают степень нравственных и физических страданий при нарушении личных неимущественных прав, что приводит к взысканию завышенной суммы компенсации морального вреда.
Так, решением суда взыскана компенсация морального вреда в сумме 700 000 тенге по факту нарушения правил дорожного движения с наездом на пешехода и причинением легкого вреда здоровью. Однако апелляционная инстанция не согласилась с решением суда в части компенсации морального вреда и уменьшила его до 200 000 тенге, так как он не соответствовал критериям разумности и справедливости.
В другом же случае решением суда взыскан моральный вред в сумме 50 000 тенге за наезд на пешехода с причинением вреда здоровью средней тяжести. Апелляционная инстанция не согласилась с решением суда в части размера компенсации морального вреда, считая его заниженным, и увеличила его до 200 000 тенге.
Таким образом, при оценке степени нравственных страданий истцы не всегда учитывают степень вреда здоровью при определении размера компенсации, что приводит к предъявлению иска в большей сумме, чем взыскивается судом.
В предусмотренных законом случаях компенсация морального вреда может быть взыскана и при нарушении положений Закона РК «О защите прав потребителей».
Особенность этого закона заключается в том, что наступившие последствия обычно носят имущественный характер - лицо затратило деньги на покупку товара или оказание услуги, но в ответ не получило ожидаемое.
Решением суда с ИП «В» взыскана компенсация морального вреда в сумме 80 000 тенге за отказ предпринимателя заменить приобретенный товар. Апелляционная инстанция согласилась с обоснованием и выводами суда первой инстанции и оставила решение суда без изменения.
Компенсация морального вреда за нравственные переживания и физические страдания может быть взыскана судом в пользу пострадавшего не только в случае посягательства непосредственно на его личность, но и при нарушении прав других лиц.
Решением суда взыскана компенсация морального вреда в сумме 20 000 тенге за перенесенные страдания по преждевременным родам, произошедшим вследствие нарушения ответчиком правил обеспечения безопасности дорожного движения, что может быть квалифицировано как вред здоровью истца.
Однако причинение имущественного вреда не влечет компенсацию морального вреда без наличия факта нарушения личных неимущественных прав.
Решением суда взыскан причиненный материальный ущерб в результате залива квартиры, но в удовлетворении иска в части компенсации морального вреда в сумме 100 000 тенге отказано, так как нарушены имущественные права гражданина. Решением другого суда с ТОО взыскан имущественный вред в сумме 614 999 тенге, но во взыскании морального вреда отказано, так как нарушены имущественные права.
В сфере коммунальных услуг за некачественное оказание услуг по поставке электроэнергии в пользу потерпевшего может быть взыскана компенсация морального вреда.
С АО решением суда был взыскан материальный ущерб в связи с повреждением силового трансформатора. В результате перенапряжения у истца вышел из строя холодильник и электросчетчик, но в удовлетворении иска о взыскании морального вреда отказано, так как нарушены имущественные права.
Апелляционная инстанция изменила решение суда в части компенсации морального вреда и взыскала его в сумме 30 000 тенге, посчитав, что требование о возмещении морального вреда не было основано на причинении имущественного вреда, а основано на нарушении прав потребителя. Вследствие некачественного оказания услуг по предоставлению электроэнергии у истца вышел из строя холодильник и электросчетчик, тем самым нарушены права потребителя на качественное оказание услуг. Поэтому наряду с нарушением имущественных прав одновременно были нарушены права истца как потребителя, что, в свою очередь, влечет соответствующее возмещение морального вреда.
Авиаперевозчик также обязан компенсировать моральный вред пассажиру за перенесенные нравственные переживания, вызванные задержкой полета и срывом туристической поездки.
Решением суда с АО взыскан материальный ущерб по покупке авиабилетов и моральный вред в сумме 70 000 тенге.
Истец приобрела авиабилет, но вылет рейса по техническим причинам был задержан. Действия перевозчика способствовали возникновению состояния подавленности, отчаяния, гнева, ущербности и т.д., то есть причинили моральный вред.
Многие нарушители правил дорожного движения полагают, что если их не привлекли к административной ответственности за правонарушение, то компенсировать пострадавшим моральный вред нет необходимости и обязанности. Однако отсутствие факта привлечения лица к установленной законом ответственности не освобождает такое лицо от возмещения морального вреда при совершении им противоправного посягательства на права потерпевшего.
Решением суда в удовлетворении иска отказано, так как суду не были предоставлены доказательства, подтверждающие вину ответчика в совершенном наезде при управлении автомашиной. Требования истца не основаны на каких-либо виновных действиях, то есть правонарушении. Апелляционная инстанция изменила решение суда и взыскала моральный вред, При этом посчитав, что средней тяжести вред здоровью потерпевшему причинен источником повышенной опасности, и в силу закона требования о возмещении морального вреда подлежат удовлетворению.
В суде необходимо обязательно доказать, что оскорбительное искажение фамилии, имени или отчества совершено с умыслом и влечет компенсацию морального вреда только при заявлении требования о признании искажения отчества порочащим честь и достоинство.
Превышение должностным лицом полномочий, с причинением потерпевшему вреда здоровью и повлекшее смерть, влечет компенсацию морального вреда за счет денег, находящихся в распоряжении государственного органа.
Решением суда из средств республиканского бюджета взыскана компенсация морального вреда за причинение смерти лицу, задержанному сотрудниками полиции. Апелляционная инстанция не согласилась с решением суда первой инстанции и отменила его в части взыскания ущерба из бюджета и взыскала компенсацию морального вреда с Департамента внутренних дел. Суд посчитал, что возмещение за счет средств республиканского бюджета возможно только при незаконности действий органов, ведущих уголовный процесс. В данном случае необходимо было руководствоваться п. 2 ст. 923 Гражданского кодекса, согласно которой вред, причиненный гражданину в результате иной незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, возмещается на общих основаниях за счет денег, находящихся в распоряжении этих органов.
Как мы видим, вопросы компенсации морального вреда многогранны и затрагивают разные сферы нашей жизнедеятельности. Конечно, каждый случай имеет свои особенности и обстоятельства, но единые критерии в практике судов имеются, и они соблюдаются, что позволяет в полном объеме компенсировать гражданам причиненные нравственные страдания за нарушение личных неимущественных прав.