Доказательство вины подсудимого (Л. Ильясова, судья СМУС Алматинской области)
Доказательство вины подсудимого
Л. Ильясова,
судья СМУС Алматинской области
Явка с повинной как доказательство по-прежнему является доказательством вины подсудимого и обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность. Явка с повинной обладает двойной природой: уголовно-правовой и уголовно-процессуальной.
На современном этапе развития казахстанского уголовного и уголовно-процессуального законодательства, явка с повинной имеет различные правовые интерпретации: во-первых, при назначении наказания явка с повинной выступает в качестве смягчающего обстоятельства - оказывает непосредственное влияние на решение суда при назначении вида и размера наказания (ч. 1 п. 11 ст. 53 УК РК). Во-вторых, явка с повинной «дает толчок следствию, направляя его на путь, идя по которому можно найти данные для опровержения или подтверждения данного признания». Иными словами, можно сказать, что явка с повинной является версией произошедших событий непосредственного их участника. В-третьих, она используется стороной обвинения в качестве доказательства вины.
В соответствии с действующими уголовно-процессуальными нормами (ст. 182 УПК РК) явкой с повинной может быть личное, добровольное, письменное или устное сообщение лица органу уголовного преследования о совершенном или готовящемся им уголовном правонарушении, когда это лицо не признано подозреваемым, либо оно не задержано по подозрению в совершении данного уголовного правонарушения.
При этом одним из основных условий для признания явки с повинной в процессуальном ее значении является то, что компетентным органам власти неизвестно о совершенном или готовящемся уголовном правонарушении. В уголовном праве заявление лица о преступлении рассматривается как явка с повинной и в том случае, когда уголовное дело по данному факту уже возбуждено, проводится досудебное расследование, но виновный в преступлении не известен. Добровольное сообщение сотруднику полиции о совершении уголовного правонарушения, до установления причастности заявителя к совершению уголовного правонарушения должно расцениваться как явка с повинной. Согласно положению ст. 182 УПК РК явка с повинной может быть сделана как в устной, так и в письменной форме.
В случае получения, оформления явки с повинной несовершеннолетнего лица, совершившего уголовное правонарушение, следователем должны быть гарантированы права, регламентированные уголовно-процессуальным законодательством в части участия законного представителя и защитника. Явка с повинной может составляться лицом, совершившим уголовное правонарушение, собственноручно. При этом лицу, если оно составляет явку в присутствии следователя, предлагается перечислить в ней следующие основные элементы:
- наименование документа («Явка с повинной»), время составления (с точностью до минут), место составления;
- обстоятельства уголовного правонарушения - причины, место, время, способ (приготовление, совершение, сокрытие), размер и характер ущерба, причиненного преступлением;
- отметка о полном или частичном признании вины, а также о раскаянии, сожалении о собственном поступке, признании его ошибочности, порочности («Вину признаю полностью. В содеянном раскаиваюсь»).
В случае если лицо, явившееся с повинной, сообщает также и о преступных действиях иных лиц, то есть о соучастниках уголовного правонарушения, то данный заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии с ч. 3 ст. 182 УК РК, о чем делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
В юридической науке неоднозначно решается вопрос о том, до какого момента времени, до какой стадии уголовного процесса возможна явка с повинной. Анализ судебной практики позволяет полагать, что явка с повинной может быть сделана до возбуждения уголовного дела, во время производства по делу, в период отбытия наказания за другое уголовное правонарушение. Явка с повинной после задержания виновного в совершении уголовного правонарушения лица не исключает признание такого заявления смягчающим наказание обстоятельством.
И здесь необходимо заметить, что суды допускают ошибки в ситуациях, когда заявление о совершении уголовного правонарушения после задержания лица, не признается как явка с повинной, и не учитывается как обстоятельство, смягчающее ответственность.
И наоборот, иногда суды допускают противоположную ошибку, которая заключается в том, что правоохранительными органами оформляется явка с повинной в тех случаях, когда виновный задерживается по подозрению в совершении преступления, и уже имеются неопровержимые улики, указывающие на виновность задержанного в совершении этого уголовного правонарушения. Такая «явка» не может рассматриваться как обстоятельство, смягчающее наказание, по причине отсутствия добровольности явки с повинной.
Деяние может быть квалифицировано как явка с повинной, если лицо, обратившееся в правоохранительные органы, еще не числится ни в качестве подозреваемого, ни в качестве обвиняемого по совершенному им преступлению, и это обстоятельство ему известно, либо когда лицо являлось обвиняемым, подсудимым или осужденным, но находилось в розыске.
Действия лица не могут расцениваться как явка с повинной, когда оно под принуждением, давлением имеющихся у правоохранительных органов улик, дает показания о совершенном им уголовном правонарушении или об участии в совершении определенного уголовного правонарушения.
Важным признаком деятельного раскаяния является его добровольность, лицо осознает возможность скрыться от правоохранительных органов и суда, желает передать себя в руки правоохранительным органам без принуждения с их стороны. Соответственно, не может быть деяние квалифицировано как явка с повинной, если лицо вынуждено подчиниться силе, принуждению, будучи в безвыходном положении, сдается или если оно арестовано и раскаивается в содеянном, рассказывает обо всех эпизодах своей преступной деятельности.
Подтверждение подозреваемым своего участия в совершении преступления под определенным принуждением, давлением имеющихся и известных улик не характеризует субъективную сторону соответствующего признания признаком добровольности, следовательно, деяние не может быть квалифицировано в качестве явки с повинной.