Экономия времени и средств (Дияс Махамбетов, руководитель отдела информационного обеспечения Администратора судов г. Алматы)
Экономия времени и средств
Дияс Махамбетов,
руководитель отдела
информационного обеспечения
Администратора судов
г. Алматы
За последние несколько лет отечественная судебная система претерпела ряд преобразований, которые позитивно сказались на ее имидже. В числе комплексных мер большая роль отведена развитию «электронного суда», способствующего оптимизации работы по отправлению правосудия, достижению максимальной прозрачности судопроизводства.
Во исполнение поручений Президента РК, данных на VI Съезде судей Казахстана, в целях упрощения и повышения доступности судебной системы для граждан, а также широкого применения информационных технологий в судопроизводстве в 2014 году был реализован ряд новшеств. Начали работу модернизированные интернет-ресурсы судебной системы страны, система оповещения участников судебного процесса посредством отправки CMC-сообщений и электронной почты, сервисы: «Ознакомление с судебными документами», «Графики рассмотрения судебных дел», «Судебный кабинет», «Судебная повестка», Единый Call-центр. Также все местные суды республики включены в состав участников «Единой системы электронного документооборота государственных органов».
В апреле прошлого года Верховным Судом разработана и внедрена АИАС СО РК «Төрелік», что в переводе с казахского означает «Правосудие». Данная система обеспечивает информационный обмен данными, позволяет формировать автоматически статистические и аналитические отчеты, благодаря ей делопроизводство в судах практически полностью перешло в электронную форму. С внедрением «Төрелік» усовершенствована операция по автоматическому распределению дел. Она учитывает специализацию судей, их нагрузку, переназначение в другой суд и даже отпуск, командировку, нахождение на больничном, выполнение функций следственного судьи по уголовным делам и дежурного судьи по административным делам. Такой подход исключает субъективный фактор при распределении дел и еще на начальном этапе пресекает коррупционные проявления. Сегодня «Төрелік» полноценно запущена во всех судах республики и интегрирована со многими государственными органами.
Одно из ключевых нововведений, внедренных в деятельность судебной системы, - «Судебный кабинет». Данный сервис предоставляет пользователям возможность, не выходя из дома или офиса, через Интернет подать в суд исковое заявление, заявление, жалобу, обращение, отзыв, встречный иск, оплатить госпошлину в онлайн-режиме и просмотреть судебный документ.
На сегодняшний день на базе районного суда № 2 Ауэзовского района реализуется пилотный проект по выдаче электронной цифровой подписи и последующей регистрации электронного заявления и иного обращения. В скором времени, если данное новшество зарекомендует себя, оно будет запущено во всех судах.
Также следует отметить роль официальных сайтов судов. Сегодня они представляют собой единый информационный ресурс, обеспечивающий многогранное представление в сети информации о деятельности судебной системы страны. По итогам последних двух лет интернет-ресурс Верховного Суда признается лучшим в рейтинге официальных сайтов государственных органов страны по версии «Казконтента».
Говоря о новых сервисах, нельзя не остановиться на системе аудиовидеофиксации судебных процессов. На сегодня все залы судебных заседаний судов г. Алматы оснащены АВФ. Благодаря имеющемуся функционалу есть возможность определять своевременность проведения судебного заседания, давать отчет о применении АВФ. Такая мера заставляет суды следить за четким рабочим графиком и наказывать лиц, допустивших срыв процесса. Если, к примеру, участник опоздал на процесс, то аудиовидеофиксация дает фактическое основание принять в отношении него соответствующие меры. Кроме того, проводится работа по интеграции с другими системами, например, можно знакомиться с материалами АВФ через «Судебный кабинет». В 2015 году судами города рассмотрено 24 543 дела с применением аудиовидеофиксации. В апелляционной и кассационной инстанциях - 8944 дела, что составляет 89 процентов от общего числа. С начала 2016 года с применением АВФ рассмотрено 32 956 процессов.
Среди новшеств, которые успешно действуют сегодня, нужно отметить работу Call-центра, являющегося единым контакт-центром судебных органов. На базе Администратора судов по г. Алматы также запущен Call-центр с номером 8 (7273) 330-91-18, а также сервисы Whatsapp и Telegram, посредством которых граждане могут оставлять свои обращения, касающиеся деятельности судов города.
Еще одним новшеством является процесс оснащения судов г. Алматы системами видеоконференцсвязи. Данная возможность даст любому гражданину, независимо от места нахождения, полноценно участвовать в судебном процессе. Это также значительно экономит время и средства на проведение процесса.