Проступок - еще не преступление (А. Жакимова, судья Атбасарского районного суда Акмолинской области)
Проступок - еще не преступление
Алмагуль Жакимова,
судья Атбасарского районного
суда Акмолинской области
Одним из важнейших новшеств Уголовного кодекса РК от 3 июля 2014 года является введение института уголовных проступков. По данным Генеральной прокуратуры РК, в кодекс вошли 171 уголовный проступок, из них 58 составов из КоАП, девять новых и 104 действующих составов преступлений небольшой тяжести.
Институт уголовных проступков в отечественном уголовном законодательстве был заимствован из правовых систем зарубежных стран. В частности, двухзвенная система уголовных правонарушений (проступков и преступлений) предусматривается уголовными кодексами Германии, Испании, Австрии, Голландии, Норвегии, Чехии, Албании, Литвы, Латвии, Турции и ряда других стран.
По мнению директора по научному развитию Центра политико-правовых реформ, заслуженного юриста Украины Н. Хавронюка, в международной правоприменительной практике «основным смыслом введения уголовного проступка является быстрое разрешение правового конфликта, где нет необходимости вести расследование. Все уголовные деяния, которые не характеризуются тяжестью последствий, следует перевести в категорию проступка».
Но в нашей стране после включения данного института в законодательство возникли определенные сложности по его применению. Как показывает правоприменительная практика и правовая статистика, с момента принятия Уголовного кодекса РК некоторые нормы Особенной части УК РК, относящиеся к категории уголовных проступков, не находят практического применения. Иными словами, в деятельности практических работников органов внутренних дел и судов возникли определенные сложности по ведению дел по уголовным проступкам.
Данную проблему отметил председатель Верховного Суда РК К. Мами. По его словам, «статистика показывает, что четверть из этих статей вообще не работает - по ним не поступило в суды ни одного дела, хотя за год судами рассмотрено 16 845 дел по другим составам уголовного проступка. Полагаю, что тема целесообразности введения понятия «уголовные проступки» и в целом этот вопрос требуют дополнительного обсуждения - нужен ли нам такой широкий перечень уголовных проступков».
Новый УК РК 2014 года внес некоторого рода коррективы и в преступления против личности, в частности, в гл. 1 УК была включена ст. 108 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», которая перенесена из КоАП РК. При этом хотелось бы акцентировать внимание на том, что ранее в УК РК 1997 г. указанное деяние было в числе преступлений. К примеру, деяние, предусмотренное ст. 108 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» было исключено из УК РК Законом РК от 18 января 2011 г. № 393-IV. Изложенное свидетельствует о криминализации отдельных административных правонарушений путем перевода их в число уголовных проступков.
Уголовные проступки в соответствии со ст. 10 УК РК не представляют большой общественной опасности. На сегодня отмечается высокий процент отказа заявителей от частного обвинения на момент передачи материалов уголовного дела из органа уголовного преследования в суд (в том числе по причине очевидной сложности судопроизводственной процедуры). Так, за 2015 год из 2898 уголовных дел по ст. 108 УК РК, направленных в суд, в 1921 случае судом отказано в принятии к производству в связи с отсутствием жалобы потерпевшего (66 процентов). А невозможность принять административные меры воздействия способствует совершению более тяжких преступлений против личности.
К примеру, в 2015 году из 862 убийств совершены на семейно-бытовой почве 413 (48 процентов), из них после распития спиртных напитков после возникшей ссоры - 294 (71 процент). Из 2271 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью совершены в семейно-бытовой сфере - 1049 (46 процентов).
При принятии новых кодексов, Президентом страны была отмечена необходимость максимальной реализации принципов неотвратимости наказания и нулевой терпимости, согласно которым каждый гражданин, нарушивший требования законодательства, должен понести соответствующее наказание вне зависимости от степени общественной опасности. Однако в полной мере данные принципы не соблюдаются по указанным правонарушениям после принятия новых кодексов. Процедура ведения досудебного расследования по уголовным проступкам необоснованно громоздкая, не наступает мгновенное наказание по уголовному правонарушению небольшой значимости. Еще Чезаре Беккариа в своем труде «О преступлениях и наказаниях» отметил, что за совершенные преступления сразу должна наступать ответственность. Тогда в сознании правонарушителя будет усматриваться связь между его преступлением и тут же наступившим наказанием. А когда преступление совершено, но ответственность наступает через определенное время, эта связь утрачивается. При расследовании уголовных проступков должна прослеживаться оперативная реакция государства в лице правоохранительных органов, однако в действующем законодательстве она отсутствует. Так, к примеру, семейный дебошир, устраивая семейные скандалы, сопровождающиеся нанесением побоев, иных телесных повреждений, остается безнаказанным, так как уголовное преследование по ст.ст. 108, 109, 110 УК РК относится к частному обвинению, и супруга, являющаяся потерпевшей по указанным составам уголовных проступков, узнав о значительной сумме штрафа, отказывается от претензий к своему обидчику, так как данный штраф ляжет бременем на всю семью.
Есть и другой альтернативный путь - это исключение данного состава уголовного правонарушения из Уголовного кодекса и возврат его в КоАП РК. Предлагается ограничиваться борьбой с такими правонарушениями лишь с помощью административных ресурсов, сохраняя при этом процедуры устранения процессуальных ошибок, т.е. декриминализировать их вообще.
Более того, указанное деяние не вызывает высокую общественную опасность и его рассмотрение в рамках КоАП ранее успешно практиковалось в качестве профилактического воздействия.