Обвинительная функция следователя (Хан А.Л. к.ю.н., доцент; Омаров Е.А., магистр юриспруденции)
Обвинительная функция следователя
Хан А.Л.
к.ю.н., доцент
Омаров Е.А.
магистр юриспруденции
Следователь - представитель публичного обвинения. Публичность следственной деятельности проявляется в том, что над всеми иными интересами превалируют интересы общества, т.к. он выступает представителем власти, представителем закона. Именно это обстоятельство побуждает следователя рассматривать все материалы дела с позиции всех трех процессуальных функций (обвинение, защита, рассмотрение дела по существу), поскольку именно этим достигается полнота и всесторонность предварительного следствия. «Логика деятельности следователя такова, — пишет А.П. Гуляев, — что обвиняя лицо и будучи поэтому заинтересованным в том, чтобы это обвинение соответствовало истине, было правильным и не опровергалось в дальнейшем, (им самим, защитником, обвиняемым, прокурором, судом), он не может психологически абстрагироваться от всего того, что опровергает либо может опровергнуть или заменить выдвинутое им обвинение. Даже с точки зрения возможности наступления невыгодных для него последствий в результате необоснованного обвинения (подрыв профессионального авторитета, ухудшение показателей работы и тому подобное), следователь заинтересован в том, чтобы учесть как оправдывающие, так и смягчающие ответственность обстоятельства. А при реализации функции защиты следователь заинтересован в том, чтобы его действия по защите обвиняемого не были расценены как неосновательное выгораживание виновного».[1] Следует так же отметить, что помимо выполнения следователем функции обвинения и вытекающим из нее процессуальным, социальным и организационным интересом, он руководствуется и личным, присущим каждому человеческому индивиду интересом. Именно интерес следователя по конкретному уголовному делу выступает в качестве критерия ускорения или замедления расследования, определяет направленность действий других участников, являются стимулятором его юридической (правовой) активности.
Однако с принятием УПК РК 2014 года обвинительная функция следователя претерпела изменения и в настоящее время она рассматривается лишь как подготовительная по отношению к обвинительной функции прокурора. Теперь поясним, почему обвинительная функция следователя производна от прокурорской функции обвинения. Уголовно-процессуальный закон возлагает на следователя обязанность по собиранию и закреплению доказательств, подтверждающих наличие события уголовно-наказуемого правонарушения и причастность к его совершению конкретного подозреваемого. Установив подозреваемого и определив квалификацию его деяния, следователь составляет обвинительный акт и направляет его с материалами дела прокурору. Согласие прокурора с обвинительным актом означает факт предъявления обвинения.
Таким образом, обвинительная функция в досудебном расследовании слагается из двух этапов:
- на первом следователь проводит подготовительную работу по сбору доказательств (в том числе и путем назначения негласных следственных действий) и установления процессуального статуса подозреваемого,
- на втором прокурор оценивает работу следователя, при необходимости возвращает дело на дополнительное расследование или назначает для него разумный срок. Если же каких-либо недостатков в работе следователя не выявлено, прокурор утверждает обвинительный акт и предает обвиняемого суду.
Полагаем, что именно этим положением объясняется то, что в УПК РК 2014 года следователь и дознаватель выполняют только одну функцию: расследования, выступающую производной от функции обвинения. При этом если в ранее действующем законодательстве он совмещал ее с функцией разрешения дела, то в настоящее время следователь и дознаватель лишены не только права формулировки и предъявления обвинения, но и принятия итогового процессуального решения.
Основания для подобного категоричного вывода следующие.
На начальном этапе расследования по действующему УПК РК 2014 года законодатель отказался от процессуального акта расследования: возбуждения уголовного дела или отказ в его возбуждении. В соответствии со ст.179 УПК РК началом досудебного расследования является регистрация заявления, сообщения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований либо первое неотложное следственное действие. Прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания до регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения. Одновременно они обязаны принять меры к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований, в том числе с использованием средств связи. Досудебное расследование обязательно по всем заявлениям, сообщениям об уголовных правонарушениях, за исключением дел частного обвинения. Тем самым следователь принимает к производству не материал, требующий доследственной проверки, а уголовное дело, срок производства которого начинается с момента регистрации или производства первого неотложного следственного действия.
Если же по делу будут установлены обстоятельства, исключающие или позволяющие не осуществлять уголовное преследование, то он, после выполнения всех следственных действий, обосновывающих или доказывающих их наличие, выносит постановление о прекращении уголовного дела (ст.ст. 35, 36 УПК РК). Однако это не означает, что он выносит итоговое решение, поскольку в соответствии с п.17 ч.1 ст. 193 УПК РК «прокурор, осуществляя надзор за законностью досудебного расследования, а также уголовное преследование утверждает постановление лица, осуществляющего досудебное расследование, о прекращении досудебного расследования по основаниям, предусмотренным УПК РК», т.е. придает юридическую силу решениям следователя, дознавателя. Постановление о прекращении дела в этой ситуации может рассматриваться как вероятностное решение (проект), с которым прокурор может согласиться, а может - и нет.
Изложенное подтверждает наш вывод об отсутствии у следователя, дознавателя права на самостоятельное итоговое решение по зарегистрированному и принятому к производству уголовному делу.
На последующем этапе следователь, дознаватель вправе выносить лишь промежуточное процессуальное решение: постановление о квалификации деяния подозреваемого (ст. 204 УПК РК). Обвиняемым подозреваемый становится только после утверждения прокурором обвинительного акта (ст.302 УПК РК) и следующего за этим решением прокурора о предании обвиняемого суду (ст.305 УПК РК).
Тем самым презюмируется отсутствие у следователя (дознавателя) права на формулировку обвинения, что и позволяет нам прийти к выводу о том, что функция расследования является производной от функции обвинения, представителем которой выступает прокурор.
[1] Гуляев А. П. Следователь в уголовном процессе. — М., 1981.-С. 18: Он же: Процессуальные функции следователя: Учеб. пос. — М., 1984-С.21-22.