Актуальные вопросы деятельности Высшего Судебного Совета (руководитель Аппарата Совета, Сабиров А.Ж.)
Актуальные вопросы деятельности Высшего Судебного Совета
Статья руководителя Аппарата Совета
Сабирова А.Ж. // журнал «Заң», 17.03.2016 г.
Образование Высшего Судебного Совета предусмотрено Конституцией Республики Казахстан.
Основной задачей Совета является обеспечение полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Совет проводит работу по отбору кандидатов на должности судей, рассматривает вопросы освобождения судей от должности и вносит соответствующие рекомендации Главе государства.
Первоначально Совет был консультативно-совещательным органом, затем - учреждением без образования юридического лица, и с 2016 года, в рамках реализации 100 шагов Плана Нации, предусматривающего совершенствование системы отбора судей, преобразован в автономное государственное учреждение со своим аппаратом. В ходе проработки новой модели Совета был учтен положительный опыт стран ОЭСР, в том числе Италии и Франции.
Наряду с преобразованием статуса Совета изменился и порядок работы его членов. Сейчас практически все члены Совета, за исключением членов Совета по должности, работают на освобожденной основе, то есть на период членства, которое составляет три года, освобождаются от выполнения обязанностей по основному месту работы.
Это позволяет им полностью сосредоточиться на работе Совета, не отвлекаясь на другие вопросы.
Состав Совета определен Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», введенным в действие с 2016 года, и утвержден Указом Главы государства от 3 февраля 2016 года.
В него по должности вошли Председатель Совета, Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, Министр юстиции, Министр по делам государственной службы, председатели профильных постоянных комитетов Сената и Мажилиса Парламента.
Также в Совет назначены представители судейского сообщества, ученый-юрист и адвокат.
При этом судьи и судьи в отставке составляют половину членов Совета.
Это необходимо для обеспечения максимальной прозрачности и объективности работы Совета, который должен принимать решения как с учетом мнения судейского сообщества, так и с позиции несудебных органов.
Такой подход полностью соответствует международным стандартам.
Наряду с этим, Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», а также внесенными в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» поправками, значительно ужесточены требования к кандидатам в судьи.
Основные новеллы механизма отбора судей в целом можно разделить на три группы.
Первая группа - повышение требований к кандидатам в судьи, в том числе к их профессиональному опыту.
Если ранее судьей мог стать гражданин, имеющий 2 года юридического стажа, то теперь каждый кандидат должен иметь 10 лет юридического стажа или 5 лет стажа работы, связанной с судопроизводством - секретарем судебного заседания, прокурором, адвокатом.
Таким образом, теперь каждый, кто желает стать судьей, должен иметь достаточный опыт юридической работы и знать, что такое судопроизводство и работа судьи.
Вторая группа новелл - совершенствование этапов отбора судей.
Для того, чтобы стать судьей, кандидат может выбрать два способа.
Первый - сдать квалификационный судейский экзамен в Квалификационной комиссии при Совете и пройти стажировку в судах.
Второй - пройти двухгодичное обучение в Академии правосудия при Верховном Суде.
Каждый из этих этапов был усовершенствован.
В соответствии с Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» прием экзамена у кандидатов в судьи осуществляет Квалификационная комиссия при Совете.
Формирование состава Квалификационной комиссии отнесено к полномочиям Совета.
На заседании Совета от 17 февраля 2016 года утвержден состав Квалификационной комиссии, в которую вошли председатель комиссии, пять ученых-юристов, по одному представителю от Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, адвокатского сообщества и два представителя юридической общественности.
Кроме того, в Комиссию вошли три представителя судейского сообщества, делегированных Судебным жюри при Верховном Суде.
Квалификационный экзамен теперь позволяет не только выявить уровень теоретической подготовки кандидатов и знание ими законодательства, но и проверить способность правильно применять законы на практике.
В ходе экзамена кандидат должен правильно решить практические задачи из судебной практики и обосновать свое решение.
Помимо этого в ходе экзамена будет проводиться психологическое тестирование, которое позволит составить психологический портрет кандидата, в том числе его стрессоустойчивость и способность работать с людьми.
После сдачи экзамена кандидат проходит стажировку в судах.
Если ранее, срок стажировки устанавливался в промежутке от 3 месяцев до 1 года, то теперь она составляет один год.
К тому же ранее стажировка проходилась без отрыва от основного места работы, что, конечно же, сказывалось на ее качестве. Сейчас кандидат проходит стажировку с отрывом от работы и на оплачиваемой основе. Размер оплаты стажера составляет 70% от заработной платы судьи районного суда.
Все это позволяет кандидату в ходе стажировки полностью изучить все аспекты судейской работы.
Еще одним новшеством является введение полиграфологического исследования кандидатов в судьи, в ходе которого выявляются скрытые зависимости, риски предоставления недостоверных сведений.
Третья группа новелл - реализация принципа меритократии в судебной системе.
Для продвижения по карьерной лестнице судья должен проработать определенное время в нижестоящем суде.
Кандидат в судьи областного суда должен не менее пяти лет проработать судьей районного суда, а кандидат в судьи Верховного Суда должен иметь 10 лет судейского стажа, из которых не менее 5 лет судьей областного суда.
Помимо этого требуется оценка кандидата судейским сообществом, в том числе поручительство от вышестоящих судей, а также представителями общественности, которые принимают обязательное участие в процессе отбора судей.
Информация о лицах, участвующих в конкурсе на должности председателей и судей районных судов, судей областных судов и Верховного Суда размещается на интернет-ресурсах судов. Каждый может направить в Совет свои положительные или отрицательные отзывы о кандидатах.
Кроме того в каждой области созданы Советы по взаимодействию с судами, в которые входят представители местной общественности.
По каждому участвующему в конкурсе кандидату такие советы дают свое заключение о морально-нравственных качествах кандидатов. Эти заключения направляются в Высший Судебный Совет и учитываются при отборе судей.
Для повышения объективности и прозрачности отбора судей расширен круг судейских должностей, назначение на которые осуществляется в конкурсном порядке.
Если ранее, такой порядок применялся к судьям районных и областных судов, то теперь через конкурс будут назначать и судей Верховного Суда, а также председателей районных судов.
Таким образом, процедура отбора судей является многоступенчатой и сложной, что позволяет отсеять случайных лиц.
Это обусловлено тем, что работа судьи является вершиной юридической карьеры и подразумевает большую ответственность, поскольку за каждым решением стоит чья-то судьба.
Наряду с ужесточением требований к кандидатам в судьи повышены требования и к действующим судьям.
В соответствии с Конституцией судьи местных судов назначаются Президентом Республики Казахстан, а судьи Верховного Суда - избираются Сенатом Парламента по представлению Главы государства.
В рамках ужесточения требований к судьям с этого года введен институт периодической оценки их работы Судебным жюри при Верховном Суде.
В ходе такой оценки рассматриваются показатели качества отправления правосудия и соблюдение судьей норм судейской этики.
Такая оценка впервые проводится по итогам первого года работы судьей, а в последующем - каждые пять лет или при участии в оборе на вышестоящие судейские должности.
От такой оценки освобождаются судьи, имеющие 20 лет судейского стажа.
Кроме того, если судья допускает грубые нарушения при отправлении правосудия, то он может быть освобожден от должности в рамках дисциплинарного производства.
Учитывая, что основной задачей Совета является решение кадровых вопросов судебной системы, в Законе «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» предусмотрена норма, согласно которой члены Совета не вправе вмешиваться в деятельность судов и судей по отправлению правосудия.
Это полностью соответствует положениям Конституции о том, что судьи при отправлении правосудия независимы, какое-либо вмешательство в деятельность судов по отправлению правосудия недопустимо.
Поэтому Совет не пересматривает и не проверяет правильность принятых судьями судебных актов. Для этого существуют специальный порядок, предусмотренный процессуальным законодательством, и соответствующие судебные инстанции.
В то же время допускаемые судьей при отправлении правосудия ошибки учитываются Советом при решении кадровых вопросов, в том числе при повышении судей по должности, освобождении от должности, при рассмотрении жалоб судей на решения Судебного жюри при Верховном Суде.
Таким образом, все принимаемые в рамках реализации Плана Нации меры по повышению требований к кандидатам в судьи и ужесточению механизмов их отбора направлены на формирование судейского корпуса из числа наиболее достойных кандидатов, что позволит обеспечить качественную реализацию гарантированного Конституцией права на судебную защиту.