Лента новостей
0

Освобождение от административной ответственности (А. Акмолдина, судья Темирского районного суда Актюбинском области)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 13.10.2016 19:15 Фото: zakon.kz

Освобождение от административной ответственности

 

А. Акмолдина,

судья Темирского районного

суда Актюбинском области

 

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Вместе с тем Кодекс об административных правонарушениях устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности и административного взыскания регулируются гл. 8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан. Перечень оснований является исчерпывающим.

В частности, ст. 62 Кодекса предусматривает освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности, то есть общее правило гласит: лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области окружающей среды, а также за нарушение законодательства РК о реабилитации и банкротстве - по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кроме того, в данной статье указываются и иные сроки, по истечении которых лицо не подлежит привлечению в административной ответственности.

При поступлении дела об административном правонарушении в суд судье необходимо проверить, не истекли ли сроки, указанные в ст. 62 КоАП РК.

Если административное правонарушение способствовало совершению уголовного правонарушения и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела, суд вправе наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года.

Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента назначения экспертизы, а также направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях. Исчисление этих сроков возобновляется с момента получения результатов экспертизы.

В случае прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления решения о его прекращении.

Освобождение от административной ответственности и административного взыскания на основании акта амнистии регулируется ст. 63 КоАП РК. Акт об амнистии издается Парламентом РК в отношении индивидуально неопределенного круга лиц.

В ст. 64 КоАП РК перечислены статьи, по которым допускается освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 73, 79 (ч. 1), 146, 185, 186, 220, 229 (ч. 2) КоАП РК, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего и подлежат прекращению за примирением его с лицом, совершившим административное правонарушение. При этом на практике большинство прекращенных в суде дел приходится на ст. 73 КоАП РК «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений».

Примирение осуществляется на основе письменного соглашения, подписанного потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение.

Вместе с тем не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Также существует институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения связаны прежде всего с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности, Кодекс об административных правонарушениях исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.

Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и к мужчинам свыше шестидесяти трех лет.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанными лицами в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись.

Лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничьего оружия, боевых припасов к нему и рыболовных снастей не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовстсво) является основным законным источником существования, за исключением систематического нарушения порядка пользования этим правом. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.

В законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Республики Казахстан.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: