В исключительной компетенции частных судоисполнителей (Н. Есебаев, зам. руководителя Департамента юстиции Карагандинской области)
В исключительной компетенции частных судоисполнителей
Н. Есебаев,
зам. руководителя Департамента
юстиции Карагандинской области
Одним из важнейших направлений государственной деятельности является сфера исполнительного производства, поэтому ей уделяется особое внимание. Вместе с тем в области судоисполнения существует ряд актуальных проблемных вопросов, требующих разрешения. В частности, у судоислолнителей возникают трудности при взыскании алиментов и привлечении должников к административной ответственности.
Проблема исполнения судебных актов о взыскании алиментов заключается в том, что на сегодня не существует реального правового механизма выявления истинных доходов должника. Реалии таковы, что любой гражданин может иметь неограниченное количество источников дохода, полностью выявить которые практически невозможно, а в законодательстве не предусмотрено мер по установлению скрытых доходов и имущества алиментщиков.
В настоящее время основными причинами неисполнения документов о взыскании алиментов являются отсутствие у должников постоянного места работы, сокрытие доходов или их искусственное занижение, отсутствие имущества, на которое возможно обратить взыскание, трудности в установлении места жительства должника. Также одной из причин неисполнения документов о взыскании алиментов можно назвать недостаточность рабочих мест, особенно в сельской местности, выезд должников в поисках работы (в том числе сезонной) без снятия с регистрационного учета и постановки на временный учет по новому месту жительства. В целях обеспечения эффективности работы по исполнению судебных актов по проблемным исполнительным производствам принимается комплекс мер принудительного исполнения, к примеру, привлечение должников к административной ответственности по ст. 669 КоАП и уголовной ответственности по ст. 139 УК РК.
Однако необходимо отметить, что значительные затруднения при привлечении должника к административной ответственности по ст. 669 КоАП РК вызывают такие причины, как практика обязательного истребования справок о постановке должников на учет в качестве безработного в органах занятости. На получение данной справки в лучшем случае тратится от одного до трех дней, что сказывается на оперативности и эффективности дальнейших действий судебного исполнителя. В то же время предоставление справок о постановке должников на учет в качестве безработного не предусмотрено нормативными правовыми актами и не несет принципиального характера в оценке действий должника.
Необходимо отметить, что ст. 139 Уголовного кодекса РК предусмотрена уголовная ответственность должника за неисполнение обязанностей в течение более трех месяцев по уплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. В связи с этим существует возможность в частно-публичном порядке привлечь должника к уголовной ответственности, санкция которой предусматривает привлечение осужденного с ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Жалоба о привлечении должника к уголовной ответственности подается в правоохранительные органы.
В территориальных отделах судебных исполнителей Департамента юстиции Карагандинской области за первое полугодие 2016 года на исполнении находилось 25 236 документов. Из них на данный момент окончено 6091 исполнительное производство, из которых реально исполнено 210 исполнительных документов, возвращено - 5071, прекращено - 810 исполнительных производств.
На начало текущего года на исполнении находилось 446 проблемных исполнительных производств, в которых задолженность по алиментам не выплачивалась свыше трех месяцев. К началу второго полугодия остаток составил 185 производств.
В настоящее время в Казахстане осуществляется активное реформирование государственной службы, правоохранительной и судебной систем. Поручение Главы государства, озвученное на расширенном заседании Правительства 6 мая 2015 года, а именно 27-й шаг, посвящено поэтапному сокращению государственной службы судебных исполнителей и дальнейшему развитию института частных судебных исполнителей, которое в рамках государственного заказа легло в основу реализации Плана Нации «100 конкретных шагов».
Практически все последние годы были посвящены становлению и укреплению конкурентного направления в исполнительном производстве, а именно развитию института частного судебного исполнительства. Отдано много сил и времени, прежде чем была выстроена совершенно новая структура исполнительной системы.
Апробированный вариант деятельности судоисполнителя на частной основе в Казахстане выделил такие основные аспекты позитивности данного направления, как повышение качества исполнения судебных и иных актов, снижение жалоб на неисполнение судебных актов со стороны взыскателей, снижение сроков и улучшение оперативности исполнения. Также необходимо отметить сокращение государственных затрат на обеспечение исполнения судебных и иных актов.
Вместе с тем положительность сферы частного судебного исполнения зависит только от условий стимулирования работы частного судоисполнителя (его заинтересованности в исходе исполнения), а именно гибкой системы оплаты труды (вознаграждение в зависимости от суммы взыскания). В соответствии с п. 3 ст. 138 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» исполнение документов о взыскании в пользу физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции частных судебных исполнителей, в связи с чем возникает необходимость передачи данных исполнительных документов частным судоисполнителям.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона РК «О гарантированной государством юридической помощи» любой гражданин нашего государства имеет право на получение гарантированной юридической помощи. За ее получением необходимо обращаться в коллегии адвокатов. Также для повышения эффективности исполнения судебных актов проводится совместная работа с правоохранительными органами. Так, в Карагандинской области на базе прокуратуры еженедельно совместно с акиматом и ОВД проводятся оперативные совещания по проблемным вопросам о взыскании алиментных платежей.
Важно отметить, что в понимании общества исполнение судебного акта представляет собой важнейший участок правовой практики, а полнота и своевременность исполнения судебных решений определяют не только эффективность правосудия, но и авторитет судебной власти, а также престиж самого государства.