Реестр недобросовестных участников государственных закупок (Т.А.Турганбаев, судья специализированного межрайонного экономического суда г.Астаны)
Реестр недобросовестных участников государственных закупок
Согласно Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон) уполномоченный орган осуществляет формирование и ведение следующих республиканских реестров в сфере государственных закупок (далее - реестры): 1) заказчиков; 2) договоров о государственных закупках; 3) недобросовестных участников государственных закупок; 4) квалифицированных потенциальных поставщиков.
Реестр недобросовестных участников государственных закупок в соответствтии с Законом формируется на основании решений судов вступивших в законную силу.
Если быть точнее, в силу п.4 ст. 12 Закона, реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
1) поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
В указанных случаях, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Так, в суд обратилось государственное учреждение с иском о признании недобрососвестным участником государственных закупок к индивидуальному предпринимателю, ввиду неисполнения последним принятых на себя обязательств по договору о государственных закупках по поставке офисной бумаги вормата А4. В ходе рассмотрения гражданского дела в судебном заседании установлено, что между сторонами аключен договор о государственных закупках товаров № 1 от 01.01.2016 года (далее - договор). В соответствии с приложением 1 к договору ответчик обязался поставить товар с момента подписания договора до 31 мая 2016 г. Товар ответчиком по договору не поставлен. Ввиду неисполнения условий договора поставщиком, заказчик по условиям договора в адрес ответчика направил уведомление об одностороннем расторжении договора с 03.06.2016 года, уведомление согласно почтовой квитанции получено 24.06.2016 года. Тем самым, обязательства между сторонами прекращены.
Пунктом 2 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках», установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 2 статьи 31, пунктом 1 статьи 35-3 Закона представление заявки на участие в государственных закупках (ценового предложения) является формой выражения согласия на осуществление поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с требованиями и условиями, установленными государственными закупками.
Установленные обстоятельства дела в ходе судебного заседания по неисполнению договора послужили основанием подтверждающим недобросовестность поставщика, поскольку представив заявку на участие в конкурсе, ценовое предложение, подписав договор заинтересованный в надлежащем исполнении договора поставщик обязан был предпринять все зависящие от него меры по должному исполнению его условий, однако ответчик не выполнил принятые на себя обязательства, что привело к расторжению договора.
Решением суда поставщик был признан недобросовестным участником государственных закупок. На сегодняшний день решение суда вступило в силу, поставщик в соответствии с заявлением заказчика, включен уполномоченным органом в реестр недобросовестных поставщиков. Что в свою очередь, согласно Закона, является препятствием для участия индивидуальному предпринимателю в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании его недобросовестными участниками государственных закупок.
Т.А.Турганбаев
Судья специализированного межрайонного
экономического суда г. Астаны