С учетом современных требований (Мухтархан Утанов, и.о. заведующего кафедрой уголовного права и процесса Академии Правосудия при Верховном Суде РК)
С учетом современных требований
Мухтархан Утанов,
и.о. заведующего кафедрой уголовного
права и процесса Академии Правосудия
при Верховном Суде РК
Для определения направлений дальнейшего развития отечественного уголовного правосудия в свете нового уголовного законодательства следует, прежде всего, дать оценку его современного состояния.
Главная цель законодателя заключалась в формировании уголовно-процессуального закона в соответствии с принципиально новой методологией, суть которой состоит в признании конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов и обеспечиваемыми правосудием.
Известно, что уголовно-процессуальная политика реализуется в большей степени путем воздействия на общественные отношения не отдельных норм права, регламентирующих конкретные правоотношения, а норм-принципов. Принципами как основополагающими началами и требованиями к построению и функционированию уголовного судопроизводства определяются наиболее существенные черты уголовного процесса. Именно поэтому существенное развитие в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан получили демократические принципы уголовного процесса, благодаря чему действующий закон содержит внутренне согласованную и весьма полную систему правовых норм, подчиненную единой цели.
Указанные характеристики УПК предопределили возможность дальнейшего развития правовой базы уголовного судопроизводства путем совершенствования действующего закона с учетом современных требований.
Уголовно-процессуальная политика призвана обеспечить формирование закона, который создавал бы условия для эффективной деятельности соответствующих правоохранительных органов и правосудия по борьбе с преступностью, гарантируя вместе с тем защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства.
В юридической науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».
В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.
Несомненно, судебная защита является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти. Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность или всеобщность.
Так, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Конституция РК применительно к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются судебной защитой, употребляет термин «каждый», что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам Казахстана, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.
Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду как в силу прямого указания Конституции РК и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.
Совершенствование уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права является направлением уголовной политики, представляющей собой комплекс мероприятий, основных направлений, средств и форм воздействия на преступность посредством властных полномочий государства. В этой связи соответствующие отрасли законодательства должны представлять собой взаимосогласованные элементы единой системы, при этом реализация эффективной уголовной политики государства предполагает оптимальную модель уголовного судопроизводства.
Следует исходить из того положения, что контроль над преступностью является целью системы уголовной юстиции, а соблюдение прав личности - одним из самых важных средств его достижения.
Гуманизацию как стержневое направление уголовно-процессуальной политики не следует расценивать как послабление в борьбе с преступностью. Защита государства, его интересов и безопасности должны быть закреплены в качестве главного назначения уголовного процесса. При этом важно, чтобы все средства и способы борьбы с преступностью применялись только на основе и в рамках принципа законности при производстве по уголовному делу.
Значительную роль в направлении обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина должно сыграть развитие системы судебного контроля за досудебным производством по уголовным делам. Кроме того, в сферу судебного контроля могут входить:
- рассмотрение жалоб и заявлений лиц на неправомерные действия органов дознания, предварительного расследования и прокурора;
- проведение предварительного слушания в целях проверки достаточности данных для передачи дела в суд первой инстанции;
- проверка доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального закона, с целью признания их допустимыми (недопустимыми);
- легитимизация доказательств, полученных в условиях неотложности, без судебного разрешения, а также доказательств, полученных путем осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Переходя к правам участников уголовного процесса, следует выделить необходимость законодательного регламентирования процессуального статуса лиц, являющихся субъектами доследственной проверки (в случае ее сохранения), а также лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, и обеспечения их квалифицированной юридической помощью.
Важным условием и гарантией доступа к правосудию является предоставление потерпевшему права на получение квалифицированной юридической помощи. Права потерпевшего на юридическую помощь нуждаются в расширении и корректировке, что в особой мере относится к стадии досудебной подготовки.
Для совершенствования уголовно-процессуальной политики представляет интерес опыт зарубежных стран, где жертвам преступления обеспечивается реализация всего спектра прав, предусмотренных нормами международного законодательства: права на доступ к механизму правосудия и справедливое обращение; права на реституцию, на компенсацию со стороны государства (в случае, когда ее невозможно получить от правонарушителя), права на социальную помощь. Причем необходимая материальная, медицинская, психологическая и социальная помощь оказывается жертве преступления по правительственным, добровольным, общественным и местным каналам даже в том случае, когда пострадавший по каким-либо причинам не обращается в полицию или суд.
Важно также усиливать систему гарантий прав и свобод граждан, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, в том числе при применении средств и методов оперативно-розыскной деятельности.