О компенсации морального вреда (Г. Рашкалиева, судья Костанайского городского суда)
О компенсации морального вреда
Г. Рашкалиева,
судья Костанайского городского суда
Физические или нравственные страдания физического лица, испытанные (испытываемые) непосредственно в результате нарушения (умаления) принадлежащих этому лицу личных неимущественных благ и прав, компенсируются только в денежной форме.
Понятие морального вреда в гражданско-правовом смысле раскрыто в ст. 951 ГК РК. Под моральным неимущественным вредом закон понимает нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права (право на имя, право на авторство и др.), либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т.п.). Законодатель применяет слово «страдания» как ключевое в определении морального вреда. Наиболее близко к понятию «нравственные страдания» - понятие «переживания», содержанием которых может быть страх, стыд, унижение, иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние. Очевидно, что понятия «вред здоровью» и «страдания» совпадают по своему содержанию, так как претерпевание страданий означает утрату психического благополучия.
Более развернутое определение понятия «моральный вред» дается в Нормативном постановлении Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 года № 7: «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, испытываемые гражданином в результате противоправного нарушения, умаления или лишения принадлежащих ему личных неимущественных благ и прав».
Нарушение, умаление личных неимущественных благ и прав порождает у потерпевшего субъективное право на подачу иска о защите этих прав и благ. Личные неимущественные блага и права считаются нарушенными, если в результате совершенного правонарушения потерпевший испытал (испытывает) физические и нравственные страдания. Степень испытанных (испытываемых) истцом физических или нравственных страданий в результате нарушения (умаления) принадлежащих ему личных неимущественных благ и прав входит в предмет доказывания по этой категории дел.
Истец обязан указать обстоятельства и привести доказательства, подтверждающие факт нарушения его личных неимущественных благ и прав, и необходимость их защиты, а также сумму компенсации, которая, по его мнению, обеспечит возмещение причиненного ему морального вреда.
Иск о защите личных неимущественных благ и прав, по общему правилу, может быть подан в суд только живым дееспособным физическим лицом, который является потерпевшим в деликтном правоотношении.
Иск в интересах потерпевшего может быть подан законным представителем, представителем по поручению либо прокурором.
Для взыскания компенсации морального вреда и определения его размера необходимы «правовые» отрицательные психоэмоциональные переживания, основанные на наступлении физических или нравственных страданий, вызванных нарушением (умалением) принадлежащих лицу личных неимущественных благ и прав.
Объектом деликтного правоотношения является такое личное неимущественное благо каждого человека, как жизнь, ценность которого не может варьироваться в зависимости от усмотрения суда и социального и имущественного положения потерпевшего.
Согласно Нормативному постановлению Верховного Суда РК суд при определении размера компенсации морального вреда вправе принять во внимание и другие, подтвержденные материалами дела обстоятельства, в частности, семейное и имущественное положение лица, несущего ответственность за причиненный потерпевшему моральный вред.
Решение суда должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 226 ГПК РК. К примеру, истец М. обратился в суд с иском к СК «Коммеск-омир», ответчику К. о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда в размере 500 000 тенге, мотивируя свои требования тем, что в результате ДТП по вине ответчика ему причинен материальный ущерб, он находился на амбулаторном лечении, понес затраты на обследование.
В судебном заседании истец обосновал размер морального вреда тем, что он понес материальные затраты на лечение, потерял заработок, и предоставил в качестве доказательства больничный лист, в котором указан диагноз «шейный остеохондроз». Судом взыскана сумма страховой выплаты в размере 10 120 тенге и компенсация морального вреда в сумме 50 000 тенге.
Истец Т. обратился в суд с иском к ответчику С. о взыскании долга в размере 225 000 тенге, упущенной выгоды размере 500 000 тенге и компенсации морального вреда в сумме одного миллиона тенге.
Иск удовлетворен частично, а в части взыскания компенсации морального вреда отказано, так как в силу п. 4 ст. 951 ГК РК нарушение имущественных прав физического лица исключает возможность взыскания компенсации морального вреда, поскольку имущественные права не относятся к категории личных неимущественных прав.
В силу ч. 3 ст. 922 ГК РК - надлежащим ответчиком по иску о компенсации морального вреда, причиненного органами уголовного преследования, является государство в лице Министерства финансов РК.
Указанное положение предусмотрено и в Нормативном постановлении Верховного Суда РК «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» от 27 ноября 2015 года № 7, согласно которому ответчиком по искам о компенсации морального вреда за счет государственной казны (республиканского или местного бюджета) является государство, и в этом случае подсудность данной категории дел судам следует определять по месту нахождения представителя государственной казны.
Представителями государственной казны могут являться Министерство финансов РК либо иные государственные органы, юридические лица или граждане, обладающие специальными полномочиями по представлению интересов государственной казны. Судам при рассмотрении данной категории дел необходимо устанавливать конкретного представителя государственной казны и администратора соответствующей бюджетной программы и привлекать их к участию в деле.
Необходимо отметить, что в настоящее время поступают иски о компенсации морального вреда, связанные с действиями частных судебных исполнителей по наложению запрета на выезд.