Удобно для пользователей (Кайрат Тулесбаев, зав. канцелярией районного суда № 2 Алмалинского района г. Алматы)
Удобно для пользователей
Кайрат Тулесбаев,
зав. канцелярией районного суда № 2
Алмалинского района г. Алматы
В районном суде № 2 Алмалинского района г. Алматы с 2015 года функционирует сервис «Судебный кабинет», предназначенный для подачи заявлений, обращений, жалоб и ходатайств и направления писем в судебные органы Республики Казахстан.
«Судебный кабинет» обеспечивает гражданам возможность доступа к электронным сервисам судебных органов посредством единого окна, таких как поиск судебных документов и дел, онлайн-оплата государственной пошлины, позволяет отслеживать ход рассмотрения дел, производить апостилирование официальных документов, участвовать в коллективном обсуждении через форум «Талдау».
Сервис «Форум «Талдау» предназначен для обеспечения мониторинга качества судебных актов, анализа результатов текущей деятельности судов, информационного обеспечения участников судебных разбирательств, практикующих юристов, использования в научной и исследовательской деятельности.
В данный сервис можно зайти, предварительно зарегистрировавшись. Необходимо отметить, что перед регистрацией пользователю «Судебного кабинета» необходимо получить электронную цифровую подпись Национального удостоверяющего центра РК (ЭЦП НУЦ), далее пройти процедуру регистрации в «Судебном кабинете».
Необходимо напомнить, что электронная цифровая подпись, согласно п. 16 ст. 1 Закона РК от 7 января 2003 года № 370 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», является набором электронных цифровых символов, которая подтверждает достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.
Также в п. 17 ст. 1 данного закона указано, что средства электронной цифровой подписи это совокупность программных и технических средств, используемых для создания и проверки подлинности электронной цифровой подписи. Таким образом, ЭЦП необходима для проверки подлинности электронной цифровой подписи пользователя сервиса «Судебный кабинет».
В основном пользователями «Судебного кабинета» являются физические и юридические лица, их представители, адвокаты и государственные органы.
Основными задачами сервиса являются:
- доступ к судебным актам и отслеживание дела, а также обеспечение прозрачности всего процесса судопроизводства;
- получение извещений и повесток в суд в электронном виде, не приходя в здание суда;
- возможность просмотра записей судебных заседаний;
- автоматизированное информирование пользователя системы о текущем состоянии его заявки.
Как показала практика использования сервиса «Судебный кабинет», данная функция удобна и проста в обращении, экономит время.
Если раньше для подачи искового заявления или ходатайства гражданам необходимо было явиться в суд, ожидать в очереди, то сейчас граждане, представители сторон (юридических лиц), не выходя из дома или офиса, получают или предоставляют суду всю необходимую информацию по рассматриваемому гражданскому делу.
Как показала практика районного суда № 2 Алмалинского района г. Алматы, со временем граждане оценили преимущества и удобство работы с сервисом «Судебный кабинет».
Так, первыми начали активно пользоваться «Судебным кабинетом» представители юридических лиц и государственных органов. Затем «Судебный кабинет» взяли на вооружение адвокаты и представители сторон. В настоящее время все исковые заявления, ходатайства и обращения поступают в электронном виде, представители приезжают в суд только на судебное заседание.
Еще одно преимущество сервиса «Судебный кабинет» для граждан, находящихся за пределами города или республики, в том, что в считанные минуты можно отправить в суд заявление, отзыв или ходатайство. Как известно, отправка по почте занимает несколько дней, а отправка факсимильной связью или электронной почтой требует дополнительной отправки копии удостоверения личности или отсканированного варианта доверенности (для представителя).
Хотелось бы отметить, что сервис «Судебный кабинет» намного улучшил и сделал более доступным процесс обращения граждан в суд.
На сегодняшний день функционируют сервисы «Графики рассмотрения судебных дел», «Ознакомление с судебными документами», «Просмотр судебных документов к извещению», «Судебная повестка», «Справочник по судебным делам» и «Банк судебных актов Верховного Суда и местных судов», которые сделали работу судебной системы открытой и доступной для граждан, значительно упростили получение необходимых судебных актов и информации.